44. Можете ли вы увидеть свои глаза?

Материал из Buddha World.

Однажды вечером после Дхармовой беседы в Бостонском Дхарма Дхату ученик спросил Сунг Сан Сон Са Ним: «Какая разница между шикантаза — «только сидеть» — и практикой коанов?»

Сон Са сказал: «Когда я прошлым месяцем был в Лос-Анжелесе, многие спрашивали меня о различиях между Сото Ринзай и Дзэн. Я отвечал: «Это одно и то же». Различие только внешнее. Сото использует осознание дыхания, чтобы обрезать мышление. Дзэн коанов использует коаны, чтобы обрезать мышление. отличие только в методе. И там и тут отбрасывание мышления и становление чистым умом. Это две двери в одну и ту же комнату. Если я привязан к шикантаза или к коанам, тогда они различны. Но если я не привязан, тогда это одно и то же.

Ученик сказал: «Иногда слышишь о людях, которые годами трудятся над коанами. Это меня беспокоит. То ли они на неправильном пути, то ли все время у них уходит чтобы понять, что бороться совсем не надо. Можете ли вы сказать, что борьба не нужна?»

Сон Са сказал: «Удерживать ум, желающий просветления — это неправильное использование коанов. Удерживайте только великий вопрос. Великий вопрос означает отсекание всякого мышления и становление пустым умом. Поэтому ум, который удерживает великий вопрос и есть просветление! Вы уже просветлены, но не знаете этого. Поэтому после долгой усердной тренировки: «Ах, да это просветление!» Все очень просто. Можете вы увидеть свои глаза?»

«Нет».

«У вас нет глаз? У вас есть глаза. Можете вы ухватить свой ум?»

«Нет».

«У вас нет ума? Это то же самое. Можете ли вы видеть эту чашку? Можете вы слышать мой голос?»

«Да».

«Это ваш ум. Мои глаза не могут увидеть мои глаза. Пытаться увидеть свои глаза — неправильный ход. Мой ум не может понять мой же ум. Поэтому, пытаться понять свой же ум — неправильный ход. Если вы отсечете этот ум, то вы вскоре достигнете просветления Я могу видеть эту чашку, поэтому у меня есть глаза. Я могу слышать звук, поэтому у меня есть ум. Что есть я? Я спрашиваю себя. Поэтому здесь нет противоположностей. Когда нет противоположностей, то это Абсолют. Поэтому всякое мышление отсечено. Только «не знаю», только пустой ум. Это мое истинное я. Это очень просто».

Магазин
Магазин
Буддийские чётки
Буддийские чётки
Наверх