Учение махаяны

Материал из Buddha World.

Махаяна (санскр. "большая колесница"), одно из двух основных направлений буддизма, наряду с тхеравадой. Учение махаяны возникло в Индии в первые века нашей эры и к середине I тысячелетия достигло своего наивысшего расцвета. В это же время оно распространяется из Индии в северные страны и постепенно утверждается в Китае, Тиебете, Непале, Корее, Японии и Монголии. Поэтому махаяну нередко называют "северным буддизмом".

Название "махаяна" было дано этому направлению самими монахами в ходе диспутов о вероучении с последователями ортодоксальной школы тхеравада, которую в своих полемических трактатах представители нового направления буддизма стали пренебрежительно называть "хинаяна" ("малая колесница").

Различные интерпретации образа Будды и основных положений его учения возникали уже в первые века существования буддизма, но до начала II века н.э. идеи отдельных школ практически не оказывали влияния на его развитие. Во II веке начинают появляться новые трактаты - сутры ("беседы"), претендовавшие на то, что именно в них содержится "высшее" учение Будды, которое долго хранилось в тайне, но теперь открыто вновь. Это привело к проведению резкой грани в области вероучения и к разделению всех буддийских монахов на приверженцев либо традиции махаяны, либо традиции тхеравады.

Монахи-тхеравадины утверждали, что высшей целью монашеской жизни является достижение состояния архата. Архатом называется тот, кто достиг высшего блаженства - нирваны, т.е. искоренил всякое страдание при помощи нравственной чистоты и прозрения и уже не испытает новых перерождений по окончании нынешней жизни. Для того чтобы стать архатом, необходимо вступить в монашескую общину и строго соблюдать монашескую дисциплину. Даже тот мирянин, который почитает "три драгоценности" - Будду, его учение (дхарму) и монашескую общину (сангху), ведет добродетельную жизнь и накапливает тем самым духовные заслуги, все равно должен вновь родиться в мире людей, чтобы вступить на путь монашеской жизни. Таким образом, согласно учению тхеравады, отказ от мирской жизни и вступление в монашескую общину является обязательным условием на пути к освобождению от страданий и достижению нирваны. Последователи тхеравады также считали, что состояние Будды является исключительно привилегией Гаутамы Шакьямуни, который не только был архатом, но и обрел совершенное знание, чтобы наставлять других на путь, ведущий к нирване.

Приверженцы махаяны выдвинули другую цель монашеской жизни, достижимую в равной степени и для мирян - обретение состояния Будды. При этом они осуждали стремление тхеравадинов к состоянию архата, называли его эгоистичным и утверждали, что полное освобождение от страданий возможно только при обретении качеств бодхисаттвы (санскр. "существо, стремящееся к просветлению"). Бодхисаттвы предаются подвижничеству и на монашеском пути, и на пути мирянина, но не для самих себя, а ради спасения других. Они отрицают стремление к личной выгоде и отказываются от нирваны, чтобы снова и снова перерождаться ради освобождения всех живых существ от страданий. И если по учению тхеравады путь бодхисаттвы прошли только будды прошлых мировых периодов, Будда нынешнего периода Шакьямуни и Будда Грядущего Майтрея, то махаяна развивает концепцию о "множественности бодхисаттв", согласно которой бодхисаттвой может стать любой человек, поставивший цель выявить в себе Будду. Для этого требуется упорный труд и прохождение необходимых ступеней подготовки: изучение буддийских догматов, психофизическая саморегуляция и совершение деяний в пользу других. В результате бодхисаттва приходит к постижению истинной сущности бытия и к высшему состраданию ко всем живым существам. Являя собой то, что считается двумя столпами махаяны - высшую, трансцедентную мудрость (праджня) и сострадание к миру (каруна), бодхисаттва приобретает способность освобождать остальных людей и мир, в котором они живут, от всех зол. При этом идеал бодхисаттвы как бы "открывается" человеку с двух сторон: тот, кто уже готов, может приступить к подвижничеству на пути бодхисаттвы, а тот, кто еще не готов, может обратиться за помощью к могуществу бодхисаттвы и получить его покровительство.

Сам Будда Шакьямуни в течение неисчислимых временных периодов шел путем бодхисаттвы, борясь за спесение других существ. Эту борьбу он ведет непрестанно и не следует полагать, что со смертью Гаутамы Шакьямуни его существование прекратилось. Уход Будды в нирвану после смерти был не более, чем видимость, призванная вдохновлять других.

Такая точка зрения в корне изменила и характерное для тхеравады восприятие образа Будды только как исторического первоучителя. Махаяна видела в Будде прежде всего его божественную природу и развивала идею о "космическом теле", или "теле Закона" Будды (Дхармакая) - божественной созидательной субстанции, способной принимать разнообразные земные формы ради спасения живых существ. "Космическое тело" Будды и есть та самая Истинная Реальность, которая пронизывает все на свете и является истинной природой каждой вещи и каждого живого существа. "Космическое тело" Будды являет огромное количество других будд, возглавляющих иные миры, существующие в безбрежной реальности. Их власть распространяется повсюду, в том числе и в нашем мире. В итоге сформировалась важнейшая для буддизма махаяны концепция сначала о двух, а потом о тех телах Будды (Трикая): "приобретенное тело" (нирманакая) - видимое физическое тело (например, Гаутама Шакьямуни), в котором Будда является в мир для его спасения; "тело блаженства" (самбхогакая) - отражение "космического тела" Будды в мире форм, в котором он проповедует Закон бодхисаттвам и божествам; и "тело Закона" (Дхармакая) - универсум, вечный Закон, нирвана и подлинно реальный Будда, идентичный Абсолюту и единый со всеми существами.

В махаяне меняется и представление о нирване. Она была отождествлена с "космическим телом" Будды и поэтому человек, живя в реальном земном мире, уже потенциально находится в нирване. Нирвана представляется не просто как прекращение земного существования и уход в вечное блаженное небытие, где отсутствует цепь перерождений, а как постижение иллюзорности материального мира и обретение вследствие этого независимости от "дел и вещей" как от источников страдания. В этом смысле нирвану следует понимать как некое особое состояние духа и сознания, которое дает освобождение уже в этом мире.

Название "махаяна" - "большая колесница" - как раз и подчеркивало, с одной стороны, величие идеала этого пути (достижение состояния Будды), а с другой стороны - его доступность для каждого человека, а не только для монаха (бхикшу).

Основные положения учения махаяны излагают три главных трактата: "Сутра Лотоса благого Закона" (Сад-дхарма-пундарика-сутра), "Сутра видения Чистой Земли" (Сукхавати-вьюха-сутра) и "Сутра Совершенной Мудрости" (Праджня-парамита-сутра).

В "Сутре Лотоса" говорится о единстве трех путей спасения, которые называл Будда: пути ученичества и обретения состояния архата (шравакаяна), пути личного спасения (пратьекабуддхаяна) и пути помощи другим в достижении спасения (бодхисаттваяна). Все эти три пути провозглашаются одним путем просветления (буддхаяна), поскольку просветление является их общей целью. Будда представлен в "Сутре Лотоса" как божественное существо, которое не связано ни временем, ни пространством. Он окружен мудрецами, архатами, божествами и бодхисаттвами. Именно в этой сутре излагается учение о "космическом теле" Будды и путь бодхисаттвы ставится выше пути архата. Каждый, кто проповедует и слушает "Сутру Лотоса", обретает множество заслуг. По учению ряда школ махаяны, "Сутра Лотоса" не просто излагает истину, но и сама является главным объектом поклонения.

"Сутра видения Чистой Земли" перечисляет обеты бодхисаттвы, данные монахом Дхармакарой, и описывает Чистую Землю (Сукхавати) - рай, который создал Дхармакара после многих тысяч лет своего подвижничества. Дхармакара стал прообразом Будды Амитабхи ("Будды беспредельного света"), культ которого возник в традиции махаяны и затем получил очень широкое распространение. Согласно этой сутре, рай Сукхавати расположен в западной части космической сферы на расстоянии мириадов миров. В Сукхавати прекрасный климат и дворцы из золота, серебра и драгоценных камней, в которых обитают бодхисаттвы, достигающие здесь нирваны. Достичь этого рая можно благодаря добродетельной жизни, благим деяниям и медитации, объектом которой является Будда Амитабха, или даже путем простого повторения имени Амитабхи с искренней верой в его могущество.

"Сутра Совершенной Мудрости" излагает высшую мудрость Будды, мудрость совершенных бодхисаттв и трансцедентных будд. В ней говорится о том, что человеческого "я" не существует, что личность человека, представляющая собой лишь совокупность на миг возникающих и исчезающих энергий и процессов, "пуста" (шунья) - т.е. лишена неизменного "я" и постоянной сущности. Это же можно сказать и обо всем материальном мире: он находится в постоянном процессе становления и потому лишен неизменного ядра. Бодхисаттвы стремятся постичь "пустотность" (шуньята) человеческой личности и мира и "растворить" личность, отделяющую и отчуджающую их от потока жизни. "Растворить" личность означает стереть различия, разделяющие людей и все, что вызывает страдания. Это также означает находиться в единении с каждым моментом потока жизни так, как он происходит, и потому переживать глубинное единство жизни, блаженство "одинаковости". В свете "пустотности" сансара (мир бесконечных перерождений, скованный узами кармы) и нирвана - тождественны. Иначе говоря, сам мир вещей и явлений и есть нирвана, когда осознана его "пустотность".

В распространении учения махаяны, в его толковании и передаче большую роль играли отдельные наставники. Наиболее выдающимися из ранних учителей махаяны были Нагарджуна (III в.), братья Асанга (IV в.) и Васубандху (V в.). Нагарджуна основал школу Мадхъямика ("Срединное учение"), а Асанга и Васубандху развили положения школы Йогачара ("Практика йоги").

По мере расширения доктринальной части буддийского учения, в махаяне происходит усложнение культовых и обрядовых элементов, в результате чего сложился многоступенчатый и разветвленный пантеон божеств, ставший впоследствии единым для всех направлений буддизма и всех стран буддийского мира. 

Высший ранг этого пантеона составляют будды. Буддой считается всякое живое существо, сменившее мир сансары на мир нирваны. Характерные качества Будды - всемогущество, способность совершать чудеса, влиять на события, перерождаться во всех мирах и во всех временных периодах, являться в различных обличьях. Наиболее почитаемыми буддами считаются Гаутама Шакьямуни (будда нынешних времен) и пять будд созерцания (дхьяни-будд), объемлющих всю Вселенную: Вайрочана (центр мироздания), Акшобхья (восток), Ратнасамбхава (юг), Амитабха (запад), Амогасиддхи (север). Особо выделяются будда-целитель Бхайшаджьягуру и будда Грядущего мирового периода Майтрея.

Второй ранг занимают бодхисаттвы - существа, вставшие на путь будды и достигшие просветления, но добровольно отказавшиеся от личного освобождения ради спасения всех живых существ. Бодхисаттва обладает шестью духовными совершенствами (парамитами): щедростью, нравственностью, мужественностью, терпеливостью, мудростью и способностью к созерцанию. С помощью этих совершенств бодхисаттва обретает совершенную мудрость и состояние сострадания ко всем живым существам. Особо почитаемыми бодхисаттвами считаются: Авалокитешвара (олицетворение сострадания), Манджушри (носитель мудрости) и Ваджрапани (борец с заблуждениями). Бодхисаттва может иметь не только мужское, но и женское естество. Наиболее известными из женских бодхисаттв являются Тара, мистическая супруга (шакти) Авалокитешвары, "рожденная из его слез", Сарасвати, покровительница музыки и шакти Манджушри, а также Парамита - "бодхисаттва совершенной мудрости", которую называют "матерью всех будд и бодхисаттв".

Третий ранг образуют архаты - праведники, прошедшие четырехступенчатый путь духовного совершенствования и достигшие его наивысшего уровня (ближайшие ученики будды Шакьямуни) и пратьека-будды ("будды для самих себя") - мудрецы, достигшие нирваны, но не занимающиеся спасением других людей.

К четвертому рангу относятся идамы - "боги, связанные обетом". Это персональные боги-покровители буддийских школ и каждого верующего, принявшего обет верности учению буддизма.

Пятый ранг божеств - чисто женский. К нему относятся дакини ("воздушные путешественницы"). Они являются хранительницами священных сутр и помогают посвященным постичь их тайный смысл. Дакини свободно перемещаются в небесном пространстве, повелевают демонами и могут показываться тем, кто ищет их помощи или вызывает заклинаниями.

Шестой ранг божеств образуют дхармапалы - грозные "защитники Закона". В священных текстах упоминается различное количество этих божеств. К ним относятся Хеваджра, Калачакра, Ваджрапани, Ямантака (Ваджрабхайрава), Хаягрива, Бэгце, Яма, Махакала, Вайшравана, Брахма и Шри-Дэви. (В Тибете богиня Шри-Дэви (тиб. Лхамо) считается покровительницей столицы - Лхасы и пользуется особым почитанием). 

Седьмой ранг охватывает многочисленные божества добуддийских культов разных народов, которые стали рассматриваться буддизмом как воплощения будд и бодхисаттв. Например, в него вошли верховные индийские боги Брахма, Шива и Вишну - как воплощение Будды Шакьямуни; японская богиня Солнца Аматэрасу - как воплощение будды Вайрочаны; китайская богиня плодородия и материнства Гуань-инь - как воплощение бодхисаттвы Авалокитешвары.

Завершает пантеон восьмой ранг божеств-покровителей гор, рек и родников, деревьев, камней, населенных пунктов и т.д. Из божеств этого ранга особо почитаются хозяин вод Лус, небесная птица Гаруда, вечно враждующая со змеями (нага), а также хранители четырех сторон света.

В махаяне получила развитие концепция идеального правителя - чакравартина, покровителя и защитника сангхи и народов, исповедующих буддизм. Власть и богатство такого правителя свидетельствовали о большом объеме заслуг, накопленных им в предыдущих жизнях, и это позволяло причислять его к рангу божеств. Так, к божествам буддийского пантеона у монгол был причислен Чингисхан, а русская императрица Екатерина II была провозглашена воплощением богини Тары после того, как она признала буддизм официальной религией бурят и калмыков, и т.д.

В IV-VI вв. буддизм махаяны утверждается в Китае, где под влиянием традиционных философско-религиозных систем - конфуцианства и даосизма, он претерпевает существенные изменения. Виднейшим буддийским проповедником в Китае был индийский монах Кумараджива (начало V в.), заложивший основы классической школы перевода буддийской литературы с санскрита на китайский язык. Ученик Кумарадживы, Даошэн первым выдвинул чрезвычайно влиятельное в дальневосточном буддизме учение о присутствии природы Будды во всех живых существах и о возможности спасения для каждого путем "внезапного просветления".

За довольно короткий срок в Китае сформировались самостоятельные школы, определившие своеобразие буддийской традиции на Дальнем Востоке. Учение трех ведущих школ китайского буддизма - Тяньтай, Чань и Цзин-ту - снискало самую широкую известность и сыграло ведущую роль в становлении буддизма в Корее, Японии и Вьетнаме.

Школа Тяньтай была основана монахом Чжии (538-597 гг.) и получила свое название по имени горы Тяньтай, на которой Чжии жил и проповедовал. Главным каноническим текстом этой школы стала "Сутра Лотоса благого Закона". Школой Тяньтай было разработано учение о единстве "десяти миров": мира ада, претов (голодных духов), животных, демона Асуры, человека, божеств, шраваков ("слушающих голос"), пратьекабудд ("самостоятельно идущих к просветлению"), бодхисаттв, и, наконец, мира Будды. Принципиальное значение для учения Тяньтай имело утверждение о взаимопроникновении каждого из этих десяти миров друг в друга (в "мире ада" присутствует "мир Будды" и т.д.) и о наличии десяти миров во всем сущем - и в том, что воспринимается как живое, и в том, что принято считать неживым. Последователи Тяньтай выявили три тысячи проявлений взаимопроникновения десяти миров в каждое мгновение. Целью духовной практики школы стала реализация в человеке "мира Будды" и подавление других "миров". Для достижения этой цели предлагалось поклоняться "Сутре Лотоса", тщательно изучать догматику школы Тяньтай и практиковать медитацию. Важное место в учении Тяньтай занимала доктрина о государстве - оно включалось в число объектов спасения, на которые направляется альтруистическая деятельность бодхисаттвы. Сложная философская система и лояльность к верховной власти делали школу Тяньтай особенно популярной среди правящих слоев и аристократии. Тяньтай сыграла очень важную роль в истории буддизма стран Дальнего Востока и в течение нескольких веков занимала в нем ведущее положение.

Последователи школы Цзин-ту следовали "Сутре видения Чистой Земли". Ее основатель Тань-луань (476-542 гг.) истолковывал учение о Чистой Земле и говорил о том, что после смерти каждый может легко достичь ее, если будет повторять изречение "на-мо Амита-фо" ("поклоняюсь Будде Амитабхе"). Он учил, что при помощи такой декламации, не прибегая ни к медитации, ни к какой-либо иной духовной практике, человек может накопить достаточное количество заслуг, чтобы в следующей жизни возродиться в раю Чистой Земли, где он без труда достигнет нирваны. Своей простотой и доступностью учение о Чистой Земле в весьма короткие сроки привлекло к себе тысячи последователей - как монахов, так и мирян. Школа Цзин-ту положила начало амидаизму - самостоятельному направлению буддизма махаяны, получившего распространение среди самых широких слоев населения.

Второй по популярности после Цзин-ту стала школа Чань. Китайское слово "чань" восходит к санскритскому "дхьяна" - медитация. Такое название эта школа получила потому, что ежедневная медитация, продолжающаяся по нескольку часов подряд, была основой ее практики. Основателем школы Чань был индийский монах Бодхидхарма (кит. Дамо), который прибыл в Китай в конце VI века и основал в провинции Хэнань монастырь Шаолинь. Особенностью школы Чань было то, что ее последователи не признавали авторитета священных текстов (сутр), а утверждали, что истина должна передаваться "от сердца к сердцу". Сам Бодхидхарма считается 28-м по счету преемником мудрости Будды, передававшейся непосредственно от учителя к ученику. Другой отличительной особенностью традиции Чань стало учение о "внезапном просветлении" (дунь у), которое развил 6-й (и последний) патриарх Хуэйнэн (638-713 гг.). В чань-буддизме сформировались 4 главных принципа: "не создавай письменных поучений", "передавай учение вне наставлений", "прямо указывай на человеческое сердце", "прозревай природу и становись Буддой". В отличие от других школ китайского буддизма, в монастырях школы Чань большое значение предавалось совместному физическому труду. В монастыре Шаолинь сложилась знаменитая школа воинских искусств Кун-фу. Философия чань-буддизма оказала огромное влияние на литературу и искусство (особенно живопись) всех стран Дальнего Востока. Школа Чань широко распространилась в Корее, Вьетнаме и Японии (где она получила название Дзэн).

В конце VIII в. в Северо-Восточной Индии сложилось еще одно направление махаяны - ваджраяна ("алмазная колесница"), или тантраяна ("колесница тайных обрядов"). В основных вопросах вероучения ваджраяна полностью согласуется с махаяной. Особенность ваджраяны состоит в том, что она ввела в буддизм весьма древние ритуальные и йогические приемы. Ведущая роль в ваджраяне отводится практике "тайной мантры" - многократному повторению магической формулы, что позволяет достичь состояния Будды за одну жизнь, и практике "йоги божественных форм", ускоряющей обретение "второго тела" Будды. Последователи этого направления создали множество трактатов, но подлинная мудрость ваджраяны известна лишь наставникам - сиддхам (санскр. "достигший совершенства"). В отличие от общей традиции махаяны, где знание передается открытым путем, в ваджраяне мудрость сиддхов передавалась только через близкие отношения учителя и тщательно подготовленного ученика. В IХ в. ваджраяна становится доминирующей формой индийского буддизма, проникает на Шри-Ланку, в Индонезию и Китай, но так и не может там окончательно утвердиться. В Японии учение ваджраяны представлено школой Сингон. Однако полного господства ваджраяна достигает в Тибете, гда она считается венцом учения Будды. На основе ваджраяны была создана уникальная форма тибетского буддизма (называемая часто ламаизмом), получившая распространение в районе Гималаев (Индия, Непал, Бутан), а также в Монголии, Бурятии, Калмыкии, Туве и в ряде районов Алтая.

Во всех без исключения направлениях и школах махаяны буддийская философия достигает своего наивысшего развития.Теоретики махаяны прилагали огромные усилия к тому, чтобы доказать истинность фундаментальных положений своих учений, что в значительной степени стимулировалось полемикой со школой тхеравады и спорами между различными течениями в самой махаяне и, наконец, с небуддийскими философскими системами в Индии и вне ее. Кроме того, в махаяне большое значение приобрела культовая сторона и яркая обрядность. Эти факторы резко повышали возможности нового буддизма влиять на различные слои населения, что и предопределило превращение в мировую религию именно буддизма махаяны.

Магазин
Магазин
Бодхидхарма
Бодхидхарма
Наверх