Тай цзи ту шо

Материал из Buddha World.

Трактат Чжоу Дуньи (1017–1073) «Тай цзи ту шо» («Объяснение чертежа Великого предела») неоднократно переводился на европейские языки. Среди его переводчиков и исследователей были Дж. П. Брюс, Е. В. Зенкер, Дж. Нидэм, К. Чан, В. Т. Бэри, Б. А. Шарфстейн, Е. Шварц и др. В России он впервые был переведен в 1832 г. известным китаеведом Никитой (Иакинфом) Бичуриным , снабдившим его комментариями и «толкованиями». Кроме того, имеются переводы данного трактата на русский язык Н. Зоммера, В. А. Кривцова и Е. А. Торчинова. Настоящий перевод трактата сделан В. Е. Еремеевым по шанхайскому изданию 1936 г. сочинений Чжоу Дуньи.

Объяснение чертежа Великого предела

Беспредельное, а затем — Великий предел!

Великий предел приходит в движение, и порождается ян. Движение доходит до предела, и наступает покой. В покое рождается инь. Покой доходит до предела, и снова наступает движение. Так, то движение, то покой являются корнем друг друга.

Разделяются инь и ян — поэтому устанавливаются два образа.

Ян превращает, инь соединяет — происходит рождение воды, огня, дерева, металла, почвы. Пять пневм распространяются в должном порядке — четыре времени совершают свой ход.

Но пять стихий — это только инь и ян, инь и ян — это только Великий предел, а Великий предел коренится в Беспредельном!

Когда пять стихий рождаются, каждая наделяется своей природой.

Истинное в Беспредельном, эссенции двух и пяти таинственным образом соединяются, и происходит затвердевание.

«Небесное дао устанавливает мужское, земное дао устанавливает женское». Две пневмы взаимно возбуждаются и производят 10 тысяч вещей. 10 тысяч вещей рождаются и рождаются, и превращениям нет конца.

Только человек приобретает все это в совершенстве и наиболее одухотворен. Его тело оформляется, дух начинает познавать, пять природ приходят в движение, добро и зло разделяются — возникают 10 тысяч дел.

Совершенномудрый упорядочивает это с помощью срединности, прямоты, милосердия, справедливости (разъяснение Чжоу-цзы: «Дао совершенномудрого — это только милосердие, справедливость, срединность и прямота»), и главенствует покой (разъяснение Чжоу-цзы: «Отсутствие желаний — причина покоя»). Этим устанавливается предел человека.

Поэтому совершенномудрый «с Небом и Землей согласует свою благодать, с Солнцем и Луной согласует свою прозорливость, с четырьмя временами согласует свой распорядок, с демонами и духами согласует свое счастье и несчастье». Благородный человек совершенствуется в этом и счастлив, низкий человек идет против этого и несчастлив.

Поэтому сказано: «Установили дао Неба — инь и ян, установили дао Земли — мягкое и твердое, установили дао Человека — милосердие и справедливость».

И еще сказано: «Истоки начала есть оборотная сторона конца — в этом познается объяснение смерти и рождения».

О, как велики «Перемены»! В этом их совершенство!

Магазин
Магазин
Лекция в клубе Шанти
Лекция в клубе Шанти
Наверх