Пхова

Материал из Buddha World.

Пхова (Вайли: 'pho ba; санскр. संक्रांति, saṃkrānti ?; санскр. परकायप्रवेश, parakāyapraveśa ?, «смена места», «вход в другое тело») – йогическая практика медитации системы Дзогчен, используемая последователями Ваджраяны. Главная цель пхова состоит в подготовке к переносу сознания в момент смерти через родничок на макушке головы, что обеспечивает его слияние с умом мудрости Будды.

Пхова может выполняться как для себя, так и для других людей (в том числе для небуддистов), а также для животных. Существует множество видов практики пхова, которые подходят разным людям в зависимости от их подготовки, опыта и индивидуальных способностей. Пхова входит в число шести йог Наропы, однако Наропа обучал не всем разновидностям пхова.

Общее описание практики пхова

Согласно буддистским представлениям, путь, через который сознание покидает тело живого существа, определяет место его следующего рождения. Возможны следующие девять путей:

через анус – новое рождение будет в мире ада;

через половой орган – новое рождение будет в мире животных;

через рот – новое рождение будет в мире голодных духов;

через нос – новое рождение будет в мирах людей и духов;

через пупок – новое рождение будет в мире богов желания;

через уши – новое рождение будет в мире полубогов;

через глаза – новое рождение будет в мире богов формы;

через верхнюю часть головы (на четыре ширины пальца выше линии роста волос) – новое рождение будет в мире богов без формы.

через самую макушку головы – новое рождение будет в Западном Рае будды Амитабхи, либо в Восточном Раю будды Акшобхьи, либо в небесах Тушита, либо в одном из других высших миров.

С точки зрения буддизма, овладение практикой пхова даёт возможность переродиться в одном из высших миров и выйти за пределы сансары. С точки зрения медицины, регулярное выполнение пхова приносит уверенность и бесстрашие при приближении собственной смерти, а также помогает облегчить страдания других умирающих.

Типы пхова

Существуют различные методы и уровни пховы. Самые сложные и эффективные методы должны осуществляться с особой осторожностью и только под непосредственным руководством опытного учителя. В противном случае пхова может закончиться преждевременной смертью практикующего. Упрощёнными практиками пхова может заниматься любой. Чрезвычайно важно сделать эти практики привычными и естественными, поскольку при внезапной смерти времени для обучения им уже не будет. Помимо подготовки к смерти, пхова в некоторых обстоятельствах способствует исцелению от болезней.

Чоки Нима Ринпоче выделяет пять типов пховы.

Дхармакая-пхова характеризуется отсутствием концепции "себя", как кого-то, кто куда-то переносится, и места, в которое это "я" переносится. Для величайших мастеров Дзогчен или Махамудры слово «пхова» на самом деле уже неприменимо.

Самбхогакая-пхова практикуется, когда человек становится мастером по визуализации себя как божества. Во время смерти он просто манифестирует себя как божество и достигает самбхогакайи.

Нирманакая-пхова предполагает сохранение концепции себя как путешественника, направляющегося в Чистую Землю. Главное в нирманакая-пхова – иметь полное доверие к своему учителю и сострадание ко всем существам. Затем человек сосредоточивается на слоге-семени, который выстреливается вверх по центральному каналу. Для успешного выполнения этой практику не обязательно обладать высоким уровнем духовного развития. Необходимы только вера, сострадание и способность визуализировать слог-семя.

Четвертый тип пхова аналогичен практике гуруйоги. В этой пхова, вместо визуализации божества или Будды Амитабхи, Ваджрасаттвы или Гуру Ринпоче, практикующий представляет своего коренного гуру у себя на темени головы.

Кхачо пхова выполняется, когда человек достиг стабильности в йоге сна, в вызывании видений во сне.

Медицинские исследования пхова

Японский учёный, доктор Хироши Мотояма, изучал психофизиологическое действие пхова. У практикующих пхова были точно зарегистрированы физиологические изменения нервной системы, метаболизма и системы акупунктурных меридианов. Хироши Мотояма обнаружил на электроэнцефалограмме, что волны биотоков мозга при практике пхова коренным образом отличаются от тех, что наблюдаются у йогов, занимающихся другими видами медитации. Исследования показали, что при пхова происходит стимуляция определенной части мозга – гипоталамуса, – а также наблюдается остановка обычной мыслительной деятельности.

Субъективные признаки успешной практики пхова состоят в появлении зуда на макушке, головных болей, появлении прозрачной жидкости, набухании или размягчении тканей вокруг области родничка. Самым надёжным признаком успеха служит появление на макушке головы маленького отверстия, в которое традиционно вставляется кончик травинки куша для проверки того, насколько успешной была практика.

Магазин
Магазин
Буддийские чётки
Буддийские чётки
Наверх