Почему правители России – эманация Белой Тары?

Материал из Buddha World.

Отношение самих народов к русскому подданству во многом определялось самим явлением российского самодержца – императора – «белого царя». Подданство России мыслилось, прежде всего, как подданство государю. Монарх имел особый символический статус – он был высшей категорией земной власти, и мог, поэтому, приобретать сакральные черты. Восприятие «белого царя», как инстанции божественного порядка во многом базировалось на этом представлении. Политика же царя по отношению к народам России могла укрепить такие воззрения. К счастью, в случае бурятского буддизма русские государи не дали ни малейшего повода усомниться в этом. В 1843 г. Аюши Саагиев составил «Сочинение о генеалогии ханов», посвящённое истории хоринских бурят. В нём есть глава «О высочайших благодеяниях со времени принятия подданства русского белого царя», где перечислены те милости, которые оказали бурятам русские государи, начиная с Алексея Михайловича, принявшего бурятский народ «под свою руку». Существенной оказалась личность Петра Великого, вообще довольно скептически относившегося к религиозным вопросам. В 1703 г. хоринские буряты направили посланцев к государю с просьбой о защите от притеснений местной администрации, отнимавшей исконные бурятские земли в пользу русского населения. Царь пожаловал хоринцев их «породными землями», что оставило по себе долгую добрую память. Вероятно, это была первая личная встреча бурят с российским монархом.

Ещё большее значение приобрели фигуры императриц Елизаветы Петровны и Екатерины Великой. Они сыграли значимую, можно сказать судьбоносную роль для буддизма в России. В 1741 г. дочь Петра Великого – Елизавета - узаконила существование 11 бурятских дацанов и 150 Лам при них. Таким образом, буддизм был официально признан в России. А Екатерина II в 1764 г. создала сам институт верховных Лам бурят Забайкалья, когда таковым с титулом Пандито Хамбо Лама был признан главный Лама Цонгольского дацана («Балдан Брэйбун) Дамба Даржа Заяев. Первый Пандито Хамбо Лама Заяев даже лично встречался с Императрицей. Примечательно, что, будучи искренне православно верующими людьми (и, вероятно, именно поэтому), обе государыни не только были лишены малейших признаков религиозной нетерпимости, но напротив, всячески старались поддержать и укрепить традиционные для России религии. Они прекрасно понимали, как важно сохранение и развитие духовных традиций народов, в том числе бурятского, для сохранения мира и спокойствия.

Екатерининскую эпоху вообще можно назвать эпохой подлинной веротерпимости. Об этом явственно говорит хотя бы Невский проспект Петербурга, где рядом с православными храмами стоят католический, протестантские, армяно-григорианский. Нет сомнения, что если бы в столице империи в то время жили также и буряты, то и первый буддийский храм в Петербурге был бы основан на полтораста лет раньше. Отношение Екатерины Великой к буддизму основывалось и на её приверженности идеям эпохи Просвещения, предполагавшим признание важности народов и культур, существовавших в «естественном» своём состоянии.

Благодеяния русских императриц имели следствием то, что обе они почитаются буддистами России как воплощения божества Белой Тары. По мысли современного исследователя В.В. Трепавлова, автора интереснейшей работы об образе русского царя и представлениях о подданстве у народов России в XV–XVIII вв., «это логично объединило фигуру российского монарха с давно утвердившимся клише Белый Царь». Обозначение «белый» - это, конечно же, эпитет всего светлого, чистого и высокого. Любопытно, что столь высокое значение русских государей привело к возникновению идеи об их происхождении от рода Чингис-хана, самого почитаемого героя истории монгольского и близких ему народов. Так, один из монгольских лам (Дамбадоржи) считал императрицу Екатерину принадлежавшей к роду «Чингисову», т.е. «золотому роду» Чингисидов, которому только и может принадлежать высшая земная власть. Ещё одна милость императрицы по отношению к бурятам воспоследовала в 1792 г., когда из-за тяжёлого положения скотоводства были предприняты попытки распространить среди бурят земледелие и им был послан сельскохозяйственный инвентарь. А в царствование внука Екатерины императора Александра I во время эпидемии оспы даже было применено оспопрививание.

http://www.datsan.buryatia.ru

Магазин
Магазин
В Челябинске открылась выставка "Сокровища буддизма"
В Челябинске открылась выставка "Сокровища буддизма"
Наверх