Люй Дунбинь

Материал из Buddha World.

Знаменитый даосский патриарх, легендарный исторический персонаж. Ученик Чжунли Цюаня. Изображается с перекинутым за спину магическим мечем, рассеивающим зло, и опахалом в руке. Является грозой демонов, мастером медитации, основателем ряда даосских сект-направлений. Является также покровителем литературы и парикмахеров.

Имя от рождения Люй Янь (кит. 巖 or 岩,Lü Yán). Он называл себя также Мастером Чистого Ян (Чуньян-цзы) (кит. 純陽子 Chunyang Zi), в даосизме его называют также Патриархом Люй (呂祖 lü zŭ). Он родился в уезде Цзинчжао (кит. 京兆府,Jīngzhào Fŭ) в современной провинции Хунань около 796 при династии Тан.

Легендарный образ Люй Дунбиня сложился уже к сер. 11 в., его первое подробное описание содержится в "Заметках из кабинета Неразумного" Чжэн Цзин-би (кон. 11 в.). В Юэчжоу (современная провинция Хунань) был построен храм в его честь; он был официально канонизирован в 1111. Согласно преданиям, Люй Янь (его второе имя Дун-бинь, т. е. "гость из пещеры") родился 14-го числа 4-й луны 798. В момент зачатия с неба к постели матери спустился на миг белый журавль. Когда он родился, появился аромат благовоний вокруг. От рождения Люй имел шею журавля, спину обезьяны, туловище тигра, лик дракона, глаза феникса, густые брови, под левой бровью - чёрная родинка. Люй мог запоминать в день по 10 тысяч иероглифов. В 20 лет он не был женат, дважды пытался сдать экзамен на чиновника, но потерпел провал. Когда он служил в управе в области Техуа (современная провинция Цзянси), то в горах Лушань встретил Чжунли Цюаня, который научил его магии, фехтованию и искусству делаться невидимым. Учитель назвал его Чуньян-цзы - "сын чистой силы - ян (светлого начала)". По другой версии, пятидесятилетний Люй был вынужден с семьёй бежать в горы Лушань, где произошла встреча с Чжунли Цюанем, известным магом и алхимиком. (По другой версии он встретил этого даоса, направляясь в столичный Сиан в поисках работы.)

В то время Люю исполнился двадцать один год. Встреча произошла на постоялом дворе. Пока готовилась еда, Хань Чжунли одолжил для отдыха Люй Дунбиню свою подушку, которую использовал для алхимической работы.Он поставил вариться кашу из жёлтого проса, положил голову на подушку и задремал. Ему приснился знаменательный сон, как будто он выдержал государственный экзамен, получил важную должность и скоро стал заместителем министра. Он взял в жёны дочь уважаемого богача, у него родлились сын и дочь. Потом он дослужился до премьер-министра. Однако появилось много завистников, и его стали обвинять в преступлениях, он вынужден был уйти в отставку, жена его обманула, дети его были убиты разбойниками и он потерял всё своё состояние. Умирая нищим на улице, он вдруг проснулся. Хотя во сне прошло восемнадцать лет, в реальности весь сон занял несколько минут, пока варилась каша. Чжунли Цюань объяснил ему через этот сон тщетнось и пустоту повседневной жизни. Прозревший Люй становится даосским отшельником.

Пройдя длительное обучение многочисленным техникам, Люй Дунбинь получил посвящение. Это произошло на горе Хэ после многократных проверок стойкости его намерения. Потом Люй Дунбиня обучили магии, алхимии, секретным формулам даосской школы Высшей Чистоты (Шанцин, Shangqing). Люй стал постигать искусство бессмертия и начал демонстрировать скусство даосизма для привлечения последователей. Однако действия его были направлены только на достойных людей, которые своими поступками обращали на себя его внимание.

В легенде (про сон) использован сюжет, сложившийся еще в Танскую эпоху и известный в 8 в. по новелле Шэнь Цзи-цзи "Записки о случившемся в изголовье", где фамилию Люй носит даос. Впоследствии этот сюжет применительно к Люй Дунбиню разрабатывался китайскими драматургами: Ма Чжи-юанем (13 в.), Су Хань-ином (16 в.) и др. Поздняя анонимная пьеса "Сновидение Дунбиня" обычно разыгрывалась в храмах в день рождения одного из верховных даосских божеств Дун-ван-гуна. Известно немало рассказов о появлении Люя среди людей, о чём обычно узнают из оставленных им стихов, которых Люю приписывалось немало. В народных верованиях Люй - святой подвижник, познавший в мирской жизни страдания и решивший служить людям в качестве заклинателя демонов, преследующих беспомощный народ. На лубках он изображается обычно с мечом, разрубающим нечисть, и мухогонкой - атрибутом беспечного бессмертного, рядом с ним его ученик Лю ("ива"), из остроконечной головы которого растет ветка ивы (по преданию, это дух старой ивы - оборотня, которого Люй обратил в свою веру).

Иногда Люй изображается и с мальчиком на руках - пожелание иметь многочисленных сыновей, в этом качестве святого - чадоподателя Люя чтили китайские учёные. Люю приписывалась способность указывать путь к излечению или спасению. В легендах о Люе заметно буддийское влияние, в частности в истории о чудесном сне. Существуют буддийские толкования его искусства владения мечом как "отрубающим" все страсти и земные стремления. В позднем даосизме Люй стал почитаться как патриарх целых 5 даосских алхимических школ.

Магазин
Магазин
Лекция в клубе Шанти
Лекция в клубе Шанти
Наверх