Йогические и буддийские техники тренировки ума и развития сострадания. Беседа Далай-ламы с Б.К.С.Айенгаром

Материал из Buddha World.

22 ноября 2010 года в Нью-Дели в рамках XXII конференции под эгидой института «Ум и жизнь» по теме «Наука о созерцании: научное исследование о результатах созерцательных практик на биологию и поведение человека» состоялась беседа Далай-ламы с известным индийским мастером йоги Б.К.С.Айенгаром о тренировке ума и сострадании.

Его Святейшество сказал, что под счастьем, как правило, понимают глубокое удовлетворение, но, необходимо проводить различие между удовлетворением, полученным на чувственном уровне и на ментальном уровне. Достичь счастья на ментальном уровне можно либо спонтанно, либо через тренировку ума, направленную на развитие высшей степени сострадания. Для человека, практикующего буддизм, основной целью является достижение состояния Просветления при помощи взращивания сострадательного настроя. Одним из результатов такой тренировки оказывается способность сохранять спокойный и позитивный настрой в повседневной жизни.

Б.К.С.Айенгар, автор научного толкования «Йога-сутр Патанджали», практикующий йогу в течение последних 60 лет, рассказал о практикующихся в йоге семи ступенях для достижения счастья. Целью йоги, по словам 93-летнего мастера, является достижение не окрашенного счастья, лишенного каких-либо следов «я». Йог работает с негативными эмоциями, такими как гнев, как с самостоятельными явлениями и, благодаря этому, достигает контроля над умом.

Далай-лама упомянул о разных этапах тренировки ума в буддизме, сказав, что ежедневная медитация вкупе с постижением шуньяты (пустоты) помогают буддисту достичь счастья. Йогические практики, связанные с визуализацией мандал, в тибетском буддизме непременно предполагают постижение шуньяты (пустоты). Без глубокого постижения шуньяты практикующий будет продолжать непрерывно цепляться за ложные представления о реальности.

Б.К.С.Айенгар отметил, что существует некоторое сходство в подходах между индийской традицией йоги и тибетским буддизмом, и потому обеим традициям следует сотрудничать в поиске общего пути на благо человечества.

На обсуждении присутствовали индийские и западные ученые, в том числе физики и нейробиологи, духовные практики и представители широкой общественности.

Его Святейшество Далай-лама XIV

Магазин
Магазин
Преподобный Тхить Минь Там и Тхить Куанг Дао
Преподобный Тхить Минь Там и Тхить Куанг Дао
Наверх