Архат

Материал из Buddha World.

Архат (санскр. अर्हत्, «достойный») — в буддизме — человек, достигший полного освобождения от клеш и вышедший из «колеса перерождений», но не обладающий всеведением Будды.

Обретение архатства является главной целью тхеравады. На пути к архатству человек сначала должен стать сротапанной — «вступившим в поток», после чего он уже никогда не деградирует до состояния «обычного человека». Следующий уровень — сакридагамин («возвращающийся лишь единожды»); ставший сакридагамином родится ещё только один раз.

Затем — анагамин (не возвращающийся); он не вернётся в мир желаний — камалоку, но ещё может родиться в высших божественных мирах — рупалоке и арупалоке. Становясь из анагамина архатом, человек достигает нирваны только для самого себя и не стремится ни к чему другому.

Согласно воззрению махаяны, будды побуждают архатов выйти из эгоистической «нирваны для себя» и вступить на путь бодхисаттвы. С точки зрения буддийской философской школы Мадхьямика-Прасангика, архаты хинаяны не полностью избавились от омрачений, так как хинаянские практики(в том числе в школе тхеравада), придерживаются философских воззрений школ Саутрантика или Вайбхашика, относящихся к Первому повороту Колеса Учения.

Когда в этом мире появляется Будда, то резко возрастает число людей, достигающих архатства. Потому что Татхагата – это Спаситель, он живёт не для себя, а для других. О Будде говорят, что он – Бхагаван (Наивысший из Почитаемых, Самый Почитаемый), Познавший все Миры, Учитель богов и людей, Непревзойдённый, Архат.

Конечно, достижение зависит не только от Учителя. Если ученик не прикладывает усилия к достижению, то ему не суждено достичь Пробуждения.

Во времена Будды огромное количество мирян и монахов обрели веру в его Учение. Известно, что, как минимум, две с половиной тысячи учеников Будды Шакьямуни пришли к достижению архатства.

Когда Будда ушёл в Маханирвану, главными хранителями Учения Татхагаты были архаты. А среди архатов были те, кто продолжил идти по пути бодхисаттвы.

О первом буддийском соборе, состоявшемся после Маха-Паринирваны Будды читайте на странице "Архаты. Времена без Будды".


В буддийской иконографии из учеников Будды чаще всего изображают пять архатов: Шарипутру, Маудгальяяну, Кашьяпу, Ананду и Упали, а также шестнадцать архатов-старейшин – учеников Будды Шакьямуни, являющихся хранителями Учения Татхагаты. Все архаты носят монашеские одежды.

Магазин
Магазин
Дерево Бодхи будут выращивать в Цугольском дацане Забайкалья
Дерево Бодхи будут выращивать в Цугольском дацане Забайкалья
Наверх