79. Все вещи являются нашими учителями

Материал из Buddha World.

7 января 1975 года.

Дорогой Сон Са Ним!

Как там дела в Род Айленде и в Кембридже?

В апреле Сонг Рионг поедет в Азию, и тогда я думаю уехать отсюда. Цейлонский монах Ананда (тридцать лет в монашестве) хочет, чтобы я помог ему открыть центр в моем родном городе. Но я не чувствую себя готовым. В любом священном писании мало есть такого, что не понимает этот человек; то же самое можно сказать о коанах; похоже, однако, что понимание совсем не важно, по крайней мере, понимание, выраженное словами. Важно лишь видеть то, что есть, уничтожать или не давать возникать любому разделению на внутреннее и внешнее, на святое и злое. Тогда ясно видишь с позиций вечности, безвременья. Однако за такие разговоры мне следует дать 30 ударов. Теперь о такой проблеме: в течение последних двух лет все в большей мере я выбираюсь из пустоты, все больше и больше вижу, что я — это мир, а мир — это я. Как я думаю, таков и мир. Как я действую, такой мир я и создаю вокруг себя. С тех пор как я начал более ясно видеть это изо дня в день, я вижу свой долг учить других: объяснять, каким образом каждый человек создает свои собственные рай и ад, как он (или она) через ненависть и гнев создают мир ненависти и гнева.

Я не могу более жить для самого себя. Я должен помогать и показывать другим. Но у меня нет силы, чтобы помогать другим. Они не слушают не потому, что я не понимаю, а потому, что мое понимание не стало мной самим. Однако сейчас я отбросил всякое понимание потому, что когда действуешь из точки понимания, то это понимание все еще отдельно. Когда понимание отброшено, тогда приходит новое понимание того, что понимать нечего. Но даже и это должно быть отброшено. Так как же можно объяснить тому, кто жаждет истины, Бога, исчезновения боли, что все, что требуется сделать, так это прекратить поиски.

Каждый день я вижу, что моя ответственность растет не как идея, но как прямое видение все большего числа точек, где я должен помогать, но у меня нет способа выполнить это, так как нет ясности относительно того, как помогать и как заставить людей слушать себя.

Из-за того, что с каждым днем я все яснее вижу свою ответственность, я становлюсь все более и более осторожным в своих поступках: я более мягок, более участлив и не избегаю таких вещей, как работа для погашения долгов, кормление бездомных животных. В то же время меня очень сердит, когда я вижу, что другие люди уходят от ответственности, бегут от долгов или ради духовной отрешенности бросают своих жен и детей, заявляя, что это не имеет никакого значения. Но это одно и то же, все является единым. Проклятие! Они просто ленивы и бегут от мира, цепляясь за ложный покой бездействия. Они не имеют порядка в своих жизнях, но полагают, что обладают каким-то глубоким пониманием (совсем как в нашем коане о человеке, стряхивающем пепел на Будду). Меня сердит в них то, что они не видят, насколько их уход от ответственности наносит раны и боль другим. Но я не вижу способа что-либо предпринять.

Или так: я вижу очень амбициозного человека, который задевает и ранит многих людей лишь для того, чтобы реализовать свою мечту. Ему нет дела до других людей, его заботит лишь осуществление своей мечты.

Я в отчаянии из-за того, что не могу «достучаться до этих людей», показать им, как они создают боль в мире и наносят вред самим себе. Поэтому я продолжаю сидеть, чтобы дальше прояснить свой ум и, может быть, увидеть способ как научить этих людей прекратить задевать и ранить других и самих себя, благодаря собственной амбиции и безответственности, или ненависти, или их идеалам. Моя собственная злость на невозможность что-либо предпринять делает меня больным. Это не новая проблема. На была со мной с тех пор, как мне исполнилось восемнадцать лет, т. е. около четырнадцати лет.

Все это выливается во вторую проблему. Неясно, что я буду делать после того, как Хирн в апреле уедет, разве что я захочу оставаться здесь. Ни один из Дзэн Мастеров в Лос-Анжелесе не кажется очень хорошим Мастером, и ни в одном из центров нет сильной практики: люди делают, что хотят, мало дисциплинированы и очень помалу сидят в медитации. Находиться среди этих людей трудно, так как я не могу убедить их в том, сколь важно сидеть.

1. Следует ли мне предпринять 100-дневное уединение на земле моего брата в пустыне Аризоны ?

2. Следует ли мне найти Дзэн Мастера в Японии в таком центре или монастыре, где есть сильная практика ?

3. Следует ли мне вместе с Анандой основать центр в моем родном городе, хотя я к этому еще не готов ?

4. Следует ли мне приехать в Провиденс или Кембридж, чтобы учиться у вас, так как вы, насколько я чувствую, хорошо все понимаете? Однако мне трудно понимать ваш Дзэн разговор (хотя вы очень меня привлекаете), поскольку я не нахожу в своем собственном уме соответствие вашим словам в том виде, как вы обычно их употребляете. Сонг Рионга, например, мне понимать легко .

Можете ли вы ответить не на языке Дзэн, или же язык Дзэн необходим ?

Легко говорить, что когда прийдет время, мне станет ясно, что делать. Но в данном случае все выглядит иначе, так ка я хотел уехать отсюда с тех самых пор, как впервые сюда попал, но ни одна из альтернатив не выглядела хорошей, как нет хорошей альтернативы сейчас. Поэтому я остаюсь здесь, постоянно воюя с моим учителем из-за его нечестности и из-за отсутствия здесь настоящей практики. Медленное усиление практики здесь идет, но очень уж медленно. Из-за того, что здесь отсутствует настоящая практика, я самостоятельно сижу по 5 часов в день, а это не очень хорошо, так как когда все мои усилие исходит из собственного «Я», это «Я» становится очень большим и сильным, так что от него труднее отойти, труднее все бросить. Все время, только собственная сила и в очень малой степени «сила других». Тогда как там, где практика сильна, большая часть усилий идет на то, чтобы сидеть в медитации; становится просто необходимостью делать то, что должно быть сделано, и собственное «Я» не становится при этом сильнее и сильнее. Самостоятельная практика со временем дает те же результаты, но все идет медленнее, в особенности потом что здесь нет настоящего Дзэн Мастера, а Сонг Рионг приезжает сюда раз в неделю (или реже), чтобы провести докусан и тейшо (обычно реже).

У вас в Провиденсе или в Кембридже есть сильная практика или же она слаба и идет не регулярно? В этом центре уже в течение шестнадцати месяцев практически нет практики, или имеют место постоянные перерывы. Сейчас пришло время для практики более серьезной. Во всяком случае, прошу вас ответить побыстрее.

Эд.

16 января 1975 года.

Дорогой Эд!

Спасибо за ваше письмо. Оно было очень длинным. Это хорошо. Но я говорил вам, что открывать рот неправильно. Только держите свой рот закрытым. Вы уже понимаете. В Сутре Сердца говорится: «...воспринимает, что все пять скандх пусты, и спасен от всех страданий и потрясений». Если вы верно поймете это, то в вашем уме не будет ни мест, ни друзей, ни храмов, ни учителей. Самое важное — это как вы держите свой ум. Неважно, где вы живете, если вы правильно держите свой ум. Когда вы стали монахом, у вас был ум новичка. Теперь, я полагаю, вы потеряли этот ум новичка. Надеюсь, что вскоре вы к нему вернетесь.

В своем письме вы сказали, что вы «создаете мир вокруг себя» и что «каждый сам творит свой рай и ад». Произносить слова очень легко. Дзэн означает не делать всего этого. Тогда нет ничего. Это истинная пустота. Истинная пустота означает отсутствие всяких преград. Зачем вы создаете «мир», «меня», других людей и т. п.? Прежде всего вы должны понять свое истинное «Я». Тогда вы сможете понимать умы других людей. Как вы сможете учить других людей, если вы не понимаете самого себя?

Вы говорите, что другие люди не желают слушать вас. Но что вы понимаете? Что вы говорите? Разве они хотят слушать ваши слова? Разве они хотят ваше понимание? Поскольку у вас есть свое мнение, а другие люди имеют свои, существуют различия, и люди не желают вас слушать. Прежде всего вам следует бросить все свои мнения, все свое знание, вашу озабоченность собственной ситуацией и все свои объяснения. Тогда не останется ничего. И тогда в поймете умы других людей. Ваш ум будет как чистое зеркало. Красное приходит и становится красным, белое приходит и становится белым. Когда ваш ум ясен, он становится отражением умов других людей. Если они печальны — вы печальны; если они молчаливы — вы молчаливы; если у них есть желания, то вы понимаете их желания. Тогда становится возможным учить других людей и привести в порядок их умы.

Как хорошее, так и плохое являются вашими учителями. Если вы отсечете свое малое «Я», тогда не будет ни того, что нравится, ни того, что не нравится, ни добра, ни зла. Все во вселенной станет вашими друзьями и учителями. Поэтому вы должны убить свое «Я». Тогда вы обретете свободу, и у вас не будет препятствий. Именно так вам надо найти свой правильный путь. Если вы поймете свой правильный путь, то вам останется лишь идти по нему и следить за тем, куда ступаете. Не привязывайтесь к тому, что находится по краям дороги. Просто идите прямо.

Будда сказал однажды: «Если чист один ум, то вся вселенная чиста». Если ваш ум отсечет от себя всякое мышление и станет чистым, тогда ваше место, где бы вы ни находились, станет чистым. Не горюйте о других людях. Если ваша собственная практика сильна, они все последуют за вами. Ваш ум очень силен, но ваше «Я» привязано к вашему сильному уму. Поэтому у вас есть сильные склонности и неприязни, сильный гнев, отчаяние, плохие мысли о других людях и т. д. Вы должны полностью отечь этот сильный ум, это сильное «Я». Это очень важно. Когда вы говорите о своем понимании, это означает привязанность к вашему уму. ОТСЕКИТЕ ЭТО «Я»!

Некто спросил однажды у Дзэн Мастера Джо Джу: «Обладает ли собака природой Будды?» Джо Джу ответил: «Нет!» Понимаете ли вы это «Нет»? Что это значит? Если вы откроете рот, я ударю вас 30 раз. Если вы не откроете рта, я все равно ударю вас 30 раз. Что вам делать? Мышление не годится, поэтому бросьте все это.

Вы хотите найти великого Дзэн Мастера, или место, где ведется усиленная практика, или уйти в 100-дневное уединение, или поехать в Провиденс. Если вы не отступитесь от своего ума, то ничто из этого не сможет вам помочь. Вы должны понять, что такое сидячий Дзэн. Что такое сидение? Сидение означает отсечь всяко мышление и удерживать неподвижный ум. Что такое Дзэн? Дзэн означает стать ясным. Вы привязаны к внешней стороне Дзэн; настоящий Дзэн вы не понимаете. Если вы действительно поймете Дзэн, тогда отпадет необходимость в Дзэн Мастере, или в 100-дневном уединении, или в месте с усиленной практикой, или Провиденс, или в Кембриджском Дзэн Центрах. Тогда вы сможете заниматься хождением, стоянием, сидением, сном, разговором, молчанием — все это будет вашей практикой. Всегда удерживайте ясный ум. Всегда возвращайтесь к своему истинному «Я». Тогда нет ни глаз, ни ушей, ни носа, ни языка, ни тела, ни ума, ни цвета, ни вкуса, ни звука, ни обоняния, ни осознания, ни объекта мысли. Тогда вы поймете «недостижение там, где нечего достигать». Вы должны отсечь ум — «я хочу просветления».

Для вас очень важно привести в порядок свой ум. Чем больше вы хотите просветления, тем дальше оно от вас будет. Если вы хотите найти хорошее место для практики Дзэн, то любое место, которое вы найдете не будет достаточно хорошим. Но если вы отсечете всякое мышление и вернетесь к уму новичка, то это само по себе будет просветлением. Если вы удерживаете действительно пустой ум, тогда любое место, где вы находитесь, является нирваной, поэтому вы должны очень старательно держать рот на замке, и вы должны учиться у синего неба, белых облаков проникновению тихих гор и шумных городов. Все — просто как это. Это ваш настоящий великий учитель. Надеюсь, что вы сначала убьете свое сильное «Я» и найдете навсегда ясный ум, а затем спасете всех людей от страдания.

Синие горы и зеленые леса — Ясное лицо Патриархов.

Понятно ли вам это лицо?

Четверть доллара — это 25 центов.

Увидимся позднее. С.С.

8 марта 1975 года.

Дорогой Сон Са Ним.

Как там в Провиденсе? Здесь прекрасно. Прохлада и дождь очень редки. Я собираюсь уехать отсюда примерно 15 июля, затем вернуться на Восток навестить свою мать и вас.

У меня есть вопрос с-открытым-ртом:

Почему практика идете с усилием, если мы приходим в конце концов к состоянию, где нет усилий? Зачем сидение, коаны, пение и тому подобное? В моей практике сидения за последние 10-12 месяцев не было (или было мало) разницы между сидением и несидением, только ясность. То есть мое сидение, медитируя на коан, это то же самое, что сидеть и ничего не делать, а прилагать усилия, это то же самое, что не прилагать их. Приложение усилий ведет к направленности, к направлению, которое в начальной стадии противоположно тому, что в состоянии без усилий; позднее все становится без усилий, так зачем же тратить от 3 до 5 лет, прилагая усилия, если это приводит к состоянию, где не надо делать усилия? Почему бы не начать не делать усилий, а просто быть бдительным, как в методе Хиняна Випассана или как у Кришинамурти? Зачем тратить от 3 до 5 лет, уходя в сторону от состояния без усилий, для того, чтобы к нему вернуться?

Далее, японские школы Сото и Риндзай, похоже, уделяют больше внимание усилию: усердное сидение, бесконечная работа и т. п., чем вы. Вы меньше внимания уделяете в практике сидению и усилию. Почему?

Далее, вы говорите, киршо, просветление — это «ясный ум». Мезуми и Хирн, оба с этим соглашаются. Обращаюсь к своему собственному опыту. За последние четыре года я неоднократно испытал состояния, которые более чем ясность, состояние, где «Я» (ум и тело) исчезают, и видишь только мир, воспринимаемый без всяких разделений, нет пространства, нет времени, просто это.

Такое состояние вы называете «ясный ум»?

Если мое сидение идет хорошо, тогда такое состояние единства, состояние как это приходит через каждые несколько дней. Если сидение идет плохо, такое состояние часто не приходит вовсе. Однако сейчас я вижу, что нет никакой разницы между хорошим сидением и плохим сидением, между ясностью и беспокойным умом.

Но есть ли какой-нибудь смысл в том тренинге, который можно назвать просветленным? Я полагаю, нет. Все является просветлением, разве не так?

Наконец, почему у японского Мастера, чтобы полностью закончить тренинг, нужно 20-30 лет, а у корейского — намного меньше. Почему японский метод требует так много времени? Может быть, он более полон и качественен? Лучше, или хуже, или почему?

Вы спросили меня, «что я понимаю?»

Я понимаю, что нечего понимать. Нечего делать и нечего практиковать, только держать ясный ум. Но никто не захочет этого слушать. Все хотят писать, танцевать, шуметь, иметь мнения и без говорить о любви и сострадании, что является лишь их идеей любви и сострадания.

Я мало заинтересован в том, чтобы стать учителем. В любом случае мало кто слушает. Да и вообще, когда говоришь, то большую часть времени не являешься хорошим учителем.

Поэтому мое учение в том, чтобы говорить другим людям, чтобы он не заботились о миллионах различных возможных практиках, а только сидели. Метод не важен. Просто сидеть, медитировать на коан, считать дыхание. Тогда реальное «Я» функционирует без мышления и без разговора, тогда неожиданно приходит Бог или Будда, «как это». Реальность.

Точно так же я не заинтересован в достижении просветления. Просветление — это только слово. Или я уже имею его, или оно прийдет само по себе по мере того, как я занимаюсь практикой. Какая разница?

Однако я заинтересован в том, чтобы показать другим, что мышление, идеи и т. п. — это преграда на пути к ясности, по крайней мере в начале; научить их бросить свои мнения и эмоции любым способом, каким сумеют.

Надеюсь увидеть вас в июле или в начале августа.

Искренне, Эд.

P.S. По профессии и опыту работы я экономист и плановик. Год или два назад я еще с большим оптимизмом видел будущее мира в смысле пищи, войны и т. д., и считал, что все это не имеет значения, поскольку мир слишком сложен для того, чтобы понять в идеях то, что происходит, уже не говоря , уже не говоря о достаточной точности, чтобы создать сколько-нибудь значительные планы. Однако сейчас я знаю, глубоко изучив то, что происходит, что мир в большой беде, куда большей, чем когда-либо ранее и, пожалуй, уже слишком поздно что-нибудь предпринимать. Что действительно нужно сделать, так это произвести революцию в умах людей. Но сейчас дело уже не в том, чтобы быть просто хорошим учителем. Много людей должны сейчас почувствовать эту революцию на себе, или весь мир может погибнуть. Если он погибнет, то погибнет, но так же, как хороший доктор станет лечить болезни по мере их возникновения, так и те, кто сейчас это может, должны лечить болезни ума — но делать это быстро. Не осталось больше времени для отсрочки в 100 или 1 000 лет — осталось, пожалуй, лишь одно, два или три десятилетия прежде, чем мир развалится, и начнутся невероятные страдания. Когда я вижу страдания, я страдаю. Эти страдания должны быть прекращены.

22 марта 1975 года.

Дорогой Эд!

Спасибо за ваше письмо. Буду рад увидеть вас вновь, когда вы приедете на Восточное Побережье.

В своем письме вы очень много говорите об усилии и неусилии. Бросьте все это. Зачем так много думать? Почему вы так привязаны к словам? Один прославленный учитель сказал: «10 000 вопросов — это один вопрос. Если вы прорветесь через этот один вопрос, тогда 10 000 вопросов исчезнут».

Чего вы хотите? Если один человек прилагает большие усилия, а другой человек не прилагает усилий — не горюйте. Все, о чем вам следует заботиться, так это ваша собственная работа. Сначала закончите свою собственную великую работу, затем вы поймете все. Сидеть, ходить, говорить, смеяться, есть — все это Дзэн. Вам следует понять это.

Сидеть в Дзэн важно. Но настоящее сидение не зависит от того, сидит или нет тело. Вы уже знаете рассказ о том, как сидел Ма-джо, а Нам Ак поднял черепицу и полировал ее.

Вы говорите, что я называю просветлением чистый ум. Что такое чистый ум? Чистый ум — это только название. Просветление — это только название. Если вы скажете «чистый ум», то это уже не чистый ум. Если вы скажете «просветление», то это уже не просветление. Красное есть красное; белое есть белое. Только как это. Это — чистый ум, это — просветление. Это вообще ничто. Если вы скажете, что чистый ум — это просветление, я ударю вас 30 раз. Если вы скажете, что чистый ум — это не просветление, я все равно ударю вас 30 раз. Не будьте привязаны к чистому уму или просветлению. Не будьте привязаны к словам Дзэн. Вы должны быть очень осторожны. Дзэн Мастера используют свой язык, чтобы ставить ловушки ученикам.

Вы сказали, что когда ваше сиденье хорошо, то приходит состояние единства, которое больше чем ясность. Что такое единство? Что такое хорошее сидение или плохое сидение? Вы не должны проверять свой ум. Проверять свой ум — это очень нехорошая Дзэн-болезнь. Ваша речь прекрасна, на это только мышление. Скажите мне одну фразу, которая до-мышления.

Вы спросили, почему требуется 20-30 лет, чтобы закончить обучение у японского Дзэн Мастера. У корейского Дзэн Мастера потребуется бесконечность. Вы бегаете, сравнивая японский и корейский Дзэн и другие виды буддизма. Это ваша плохая карма. Такие вещи просто не важны! Бросьте все это!

Вы сказали, что понимаете, что понимать нечего. Однако вы понимаете просветление, пустоту, все. И, однако же, вы не достигли ни просветления, ни пустоты, ни всего. Понимание — это мышление. Постижение — это до-мышления. Если вы откроете свой рот, вы не правы. Я уже говорил вам, что вам нужно держать свой рот закрытым. Вам нужно придерживаться этого правила!

Третий Патриарх сказал:

Великий путь не труден для тех, кто не различает.

Отбросьте свои нравится, не нравится, и все станет ясно.

Отбросьте учение, отбросьте все. Если вы скажете, что не привязаны к методам практики — это привязанность к методу. Если вы отбросите свою привязанность, тогда ваши слова («Реальное «Я» существует без мышления и разговоров») не нужны. Вы говорите: «Иногда, неожиданно приходит Бог или Будда, как это. Реальность». Когда Будда приходит, вы должны убит Будду; когда Бог приходит, вы должны убить Бога. Зачем нужны Будда или Бог? Один прославленный учитель сказал: «Я прохожу по 6 царствам существования, не спрашивая ни капли помощи ни у Будд, ни у Бодхисаттв». Другой прославленный учитель сказал: «Если я убью своих родителей, я смогу покаяться перед Буддой. Но если я убью Будду, где смогу я покаяться?» Вам следует понять это место истинного покаяния.

Вы говорите: «Я не заинтересован в достижении просветления». Но вы очень заинтересованы; вы очень привязаны к просветлению. Почему вы все время говорите: «Просветление, просветление, просветление»? Что такое просветление? Вам следует читать Сутру Сердца. Если вы поймете истинное значение Сутры Сердца, то вы поймете свой истинный путь.

Ваше обучение других людей подобно тому, как один слепой ведет других слепых в ров. Вы должны открыть свои глаза. Это очень нужно.

Вы считаете, что весь мир страдает, и боитесь, что мир будет уничтожен. Вы хотите спасти всех людей от страданий. Значит, вы великий Бодхисаттва. Великий человек. Но у действительно великого человека нет ни слов, ни речи, только действия. В следующий раз я хочу выйти на улицу и спросить у дерева перед храмом, что такое истинный путь. Тогда это дерево научит вас. Ничего больше мне не пишите. Просто скажите, что дерево сказало вам.

Искренне ваш, С.С.

Магазин
Магазин
Бодхисаттва Кшитигарбха
Бодхисаттва Кшитигарбха
Наверх