10. Не трудно, не легко

Материал из Buddha World.

В мае 1975 года один ученик решил переехать во вновь образованный дзен-центр в Нью-Хавене. Он написал человеку, с которым изучал дзен и спросил его, что тот думает о таком решении. Учитель дзен ответил длинным письмом и среди всего прочего сказал: «Треннинг в дзен трудная работа. Не сделай ошибки. Тут нет легкого пути». Доджен говорит: «Те, кто ищут легкий путь, не ищут истинный путь».

Ученик спросил Сунг Сана Сон Са Нима об этом, и Сон Са ответил: «Если вы хотите легкого пути — это желание. Но если вы хотите трудного пути — это тоже желание. Дзэн — это значит отступиться от всех своих желаний. Тогда вы найдете свой истинный путь.

Этот учитель говорит, что дзен труден. Я говорю, что Дзэн очень легок. Но мы говорим одно и то же. Будда сказал: «Все вещи обладают природой Будды». Джо Джу, когда его спросили, обладает ли природой Будды собака, сказал : «Нет!». Будда прав, а Джо Джу ошибается? Это лишь два разных способа обучения.

Почему я учу, что Дзэн легок? Многие ученики Дзэн в Соединенных Штатах заражены Болезнью Трудности: «О! Дзэн очень труден! Мы должны все время делать дза-дзен и сейшн. Тогда, может быть, через 10-20 лет мы достигнем просветления». Поэтому, когда я показываю им, что Дзэн легок, я лечу их привязанность к трудности. Когда Джо Джу учил, многие ученики были привязаны к Будде и природе Будды. Поэтому: «Обладает ли собака природой Будды?». «Нет!» — это способ Джо Джу.

Но если вы думаете, что дээн труден или легок, то эта мысль становится преградой, и вы не можете понять Дзэн. Я всегда учу, что если вы не думаете, «просто как это» и есть Будда. «Трудно» — это мышление; «легко» — это тоже мышление. Вы не должны привязываться к словам. Если вы привязаны к «Нет» Джо Джу, то вы не можете понять ум Джо Джу. Если вы привязаны к моим словам, то вы не можете понять мой «легкий путь». Жил когда-то знаменитый буддист мирянин Бусоль. Он был глубоко просветленным человеком; его жена тоже была просветленной, а также сын и дочка. Однажды некий человек пришел к Бусолю и спросил: «Труден дзен или нет?»

— О, он очень труден. Это все равно, что взять палку и ударить луну.

Человек был озадачен и начал думать: «Если дзен настолько труден, то как же жена Бусоля достигла просветления?» Поэтому он пошел и задал ей тот же самый вопрос. Она сказала: «Это самая легкая вещь в мире. Все равно, что коснуться своего носа, когда моешься утром.»

Теперь этот человек был в полном замешательстве. «Я не понимаю. Легок дзен? Или он труден? Кто прав?» Поэтому он спросил их сына. Сын сказал: «Дзэн не труден и не легок. Все значение патриархов находится на кончиках сотни травинок».

«Не труден и не легок? Что же это тогда?» Поэтому человек пошел к дочери и спросил ее: «Ваш отец, ваша мать и ваш брат, все они дали мне разные ответы. Кто же прав?» Она сказала: «Если вы создаете трудное — это трудно, если создаете легкое — это легко. Но если вы не думаете, то истина просто такая, какая она есть. Скажите мне теперь, как вы удерживаете свой ум вот в этот самый момент?»

Человек был в полном замешательстве. Внезапно дочь ударила его и сказала: «Где сейчас трудное и легкое?» Он понял.

Поэтому вам не следует думать, что дзен труден или что он легок. дзен просто такой, какой он есть.

Магазин
Магазин
Вьетнамский буддизм
Вьетнамский буддизм
Наверх