Учение амидаизма в дальневосточном буддизме

Материал из Buddha World.

Амидаизм является одним из ответвлений буддизма, которое подробно разработало универсальную «теорию спасения» для всех людей, в независимости от их социальной и сословной принадлежности, имущественного положения, расы, языка, ступени развития. Во многом именно это помогло ему укрепиться и получить дальнейшее развитие в Индии, а впоследствии за ее пределами. Судьба амидаизма на его родине обычно вызывает удивление. Возникнув и получив широкую поддержку светских властей в Индии, почти совершенно исчез на ее территории, оставив большое количество интереснейших памятников и богатейшую литературу. Дальнейшее развитие этого направления буддизма мы можем проследить в Китае, Корее и Японии, где оно получило большую известность. Этому способствовал ряд причин, о которых речь пойдет ниже.

Актуальность темы исследования. В настоящее время Будда Амида является наиболее популярным персонажем во всей буддийской традиции Дальнего Востока. Среди множества будд и бодхисаттв региона именно его выбирают объектом почитания. Кроме того, школа Чистой Земли получила распространение не только в Азии, но и на Западе, в частности, в США.

В свете столь возросшего влияния амидаизма назревает необходимость в изучении данного направления буддизма как единого целого явления, не подразделяя на государства или отдельные регионы. Такой подход к освещению учения о Чистой Земле становится целесообразным в силу преемственности базовой части доктринального комплекса, которая наблюдается в процессе развития амидаизма в рассматриваемом регионе на протяжении всей истории его существования. Говоря о важности изучения учения о Будде Амитабхе на Дальнем Востоке в целом, нисколько не умаляется значение и особенность в каждом отдельно взятом государстве, будь то Китай, Корея или Япония. Детальный обзор амидаизма в каждой из представленных стран позволит дать полную картину эволюции идеи спасения, как одной из ключевых разработок буддизма Махаяны. Идея спасения имеет более широкий смысл, она носит универсальный характер и присутствует во всех мировых религиях с разницей в интерпретациях. Следует сказать, что в амидаизме эта идея в сочетании с национальными религиями, национальным характером приобретает отличительные черты. Кроме того, учение о Чистой Земле вступает во взаимодействие с другими течениями буддизма, что также в свою очередь наносит определенный отпечаток на религиозно-философскую основу учения.

Если говорить о теоретическом обосновании японского амидаизма, то здесь большую роль сыграла школа Цзинту. Великие патриархи китайского амидаизма Хуэй Юань, Шань Дао разработали догматику учения о Чистой Земле. Однако в этом вопросе нет однозначного решения, поскольку ранний амидаизм весьма противоречивый по своему характеру и содержанию. Это положение еще раз подчеркивает актуальность темы исследования. Определение роли школы Тэндай позволит разрешить проблемы происхождения и развития учения о Чистой Земле.

По мере распространения в каждой стране учение о Сукхавати неизбежно сталкивается с трудностями, разрешение которых свидетельствует о жизнестойкости доктринального комплекса и религиозного культа.

Таким образом, полное изучение амидаизма как целостного явления принесет, на наш взгляд, четкое представление о месте и роли его в развитии буддийской мысли.

Степень изученности. Вера в бога является основополагающей идеей любой религии. В буддийской традиции с развитием теории стало развиваться представление о том, что кроме Будды Шакьямуни существуют и другие Будды. Самым сильным оказалось влияние Будды Амитабхи, властителя Западного Рая. Этот феномен развития идеи множественности Будд отражен во многих книгах. В последнее время возросло число публикаций, раскрывающих суть учения Будды Амида, а также его историю. Появились новые исследования, значительно углубившие знания о Чистой Земле и его владыке Будде Амитабхе. Несомненно, значительным вкладом в изучение амидаизма Китая являются работы Е.И. Хантаевой1, которые основываются на буддийских сутрах в китайском переводе: « У лян шоу цзин» (санскр. «Большая Сукхавати-вьюха сутра»), «Амито цзин» (санскр. «Малая Сукхавати-вьюха сутра»), «Гуань у лян шоу цзин» (санскр. «Амитаюрдхьяна сутра»), «Бань чжоу сань мэй цзин» (санскр. «Пратьютпанна - Буддха - саммукхавастхита - самадхи - сутра». «Сутра сосредоточения самадхи, в котором Будда лично являет свое присутствие»), что представляет собой особую ценность. Исследователь в своих трудах решает вопрос происхождения школы Цзинту, расширяет знания развития теории учения на примере отдельных его последователей.

К числу переводов, выполненных с китайского языка, относится сборник л

Избранные сутры китайского буддизма», в котором представлены основные сутры буддийской традиции: Сутра Сердца Праджня-парамиты, Ваджрачхедика Праджня-парамита сутра, Малая Сукхавативьюха сутра, Большая Сукхавативьюха сутра, Сутра созерцания Будды Амитаюса, Сутра основных обетов, заслуг и добродетелей Будды Наставника Врачевания Лазуритовое Сияние, Обеты практики Бодхисаттвы Самантабхадры. Книга являет собой ценное издание для изучения не только китайского буддизма, но может послужить основой для исследования буддизма других стран и регионов. Для нас больший интерес представляют три сутры амидаизма.

1 Хантаева Е.И. История и доктрины школы Цзинту в письменных источниках: Дис. на соискание ученой степени. - Улан-Удэ: БНЦ, 2000.

2 Избранные сутры китайского буддизма. - СПб.: Наука, 2000.

Изучение истории буддизма в отечественной научной литературе привело к следующим результатам. В последние годы прошлого столетия возрос интерес к буддизму периода Камакура (1185-1333). Появляются фундаментальные исследования, в частности, «Буддийская философия средневековой Японии», опубликованная в 1998 году. Книга представляет собой сборник статей, среди которых особого внимания заслуживает статья Ю.Б. Козловского «Японский амидаизм в эпоху средневековья»3. Автор уделяет внимание изучению религиозно-философского аспекта учения на примере деятельности основных патриархов японского амидаизма. Также достаточно подробно освещен вопрос, связанный с проповедниками раннего амидаизма, деятельность которых разворачивается в период Хэйан (7941185). Ю.Б. Козловский подчеркивает несхожесть японского амидаизма с китайским и индийским, и он настаивает на ведущей роли Японии в деле реформации религии. Духовными лидерами амидаизма являются Хонэн и, главным образом, Синран. В данном сборнике опубликован перевод A.A.' Михалева «Синран. Сущность «Трактата о единственно-вере»4, в котором раскрываются основные положения религиозных воззрений мыслителя Синрана, основателя наиболее радикальной школы японского амидаизма Дзёдо Синею.

Похожей точки зрения относительно своеобразия японского амидаизма придерживался Н.И. Конрад. В своей работе «Очерк истории культуры средневековой Японии VII-XVI»5 он называл школу Синею «японским протестантизмом». По его мнению, в Японии к моменту распространения амидаизма сложились объективные условия к «обмирщению» буддизма. Наивысшей точкой развития учения Чистой Земли по праву считается

3 Козловский Ю.Б. Японский амидаизм в эпоху средневековья // Буддийская философия в средневековой Японии.-М., 1998.

4 Синран. Сущность «Трактата о единственно-вере», пер. A.A. Михалёва // Буддийская философия в средневековой Японии. -M., 1998.

5 Конрад Н.И. Очерк истории культуры средневековой Японии VII-XVIbb. - М., 1980. возникновение и развитие школы Дзёдо Синею. Укреплением своего положения школа обязана личности Синрана, который вел пропаганду идей амидаизма, в основном, среди низов японского общества: воинского сословия и крестьянства.

В книге А.Н. Игнатовича, Г.Е. Светлова «Лотос и политика»6 прослеживается четкая и последовательная характеристика социально-экономической обстановки Японии. Авторы дают также представление о взаимодействии религии и государственной политики. Данное исследование является ценным источником, позволяющим раскрыть причины распространения амидаизма и других направлений буддизма. Кроме того, здесь подробно описывается деятельность легендарного Нитирэна, а также влияние нитирэнизма на современную Японию.

О взаимодействии школы Будды Амиды с другими сектами пишет Дж. Б. Сэнсом в труде «Япония. Краткая история культуры». Отношения между школой Нитирэна и приверженцами амидаизма были весьма напряжены. Надо сказать, что Нитирэн вообще крайне отрицательно относился ко всем другим учениям, называя всех адептов Дзёдо, Сингон, Дзэн и Рицу - врагами народа, предателями, а нэмбуцу - адским занятием. Проклятия Нитирэна в адрес учения Чистой Земли носили открытый характер.

В коллективном труде «Буддизм в Японии»8 под редакцией Т.П.Григорьевой дана развернутая характеристика амидаизма, а также биографии основных его деятелей. Кроме того, книга содержит подробную информацию о других школах японского буддизма.

6 Игнатович А.Н., Светлов Г.Е. Лотос и политика: необуддийское движение общественной жизни Японии. -М., 1974.

7 Сэнсом Дж.Б. Япония. Краткая история культуры. - СПб., 2000.

8 Буддизм в Японии. Под ред. Т.П. Григорьевой. - М., 1993.

Относительно школы Тэндай в отечественном японоведении она рассматривается в трудах Н.В.Горегляда9, А.Н.Игнатовича10. В западной

11 12 научной литературе известны публикации П.Гронера и Ф.Суэки . На японском языке выпущены работы Т.Акамацу13, Э.Асаи14, С.Ватанабэ15, Т.Оно16.

Таким образом, перед нами предстает необычайно широкий спектр научной литературы, посвященной амидаизму. Однако публикаций, претендующих на охват представлений о Чистой Земле да всем Дальнем Востоке, отсутствует.

Кроме того, несмотря на то, что школа Тэндай изучена достаточно подробно, в меньшей степени уделено внимания её амидаистскому аспекту, вопросы, связанные с этой темой, остаются открытыми. По нашему представлению, школа Тяньтай (Тэндай) в силу необычайно богатого и сложного доктринального комплекса становится источником заимствований для других школ и направлений. Амидаизм не остаётся в стороне от этого явления.

Объектом исследования является амидаизм в Японии, Корее и Китае, предмет исследования - динамика изменений представлений о Рае в амидаизме.

9 Горегляд Н.В. Буддизм и японская культура VIII-XII вв // Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века. - М., 1982.

10 Игнатович А.Н. Учения шести школ периода Нара. Школа Тэндай // Буддизм в Японии,- М.,1993; Игнатович А.Н. Буддийская философия периода Хэйан // Буддийская философия в средневековой Японии.-М., 1998.

11 Groner P. Saicho. The Establishment of the Japanese Tendai School. -Berkeley, 1984; Groner P. The Lotus Sutra and Saicho's Interpretation of Buddhahood with this very Body // Lotus Sutra is Japanese culture. - Honolulu, 1989.

12 Sueki F. Pure Land Buddism in the Heian Period // Transactions of the International conference of Orientalists in Japan.-Tokyo, 1984.

13 Акамацу Т. Кукай - Сайтё - но дзай (О встречах Кукая и Сайтё). - Токио, 1982.

14Асаи Э. Нихон - ни окэру дэнсё (Традиция в Японии). - Сайтё то "Хоккэ- кё" (Сайтё и "Сутра цветка Закона").-Токио, 1973.

15 Ватанабэ С. Сайтё, Кукай- но сисо (Идеаология Сайтё и Кукая). - Токио, 1969.

16 Оно Т. Дзёдай- но дзёдокё (Учение о "чистой земле" в древности). - Токио, 1972.

Цель и задачи. Цель данной диссертации - проследить развитие и трансформацию идей «Чистой Земли» в Китае, Корее и Японии, для достижения цели выдвигаются следующие задачи:

- рассмотреть доктринальные основы учения о «Чистой Земле»;

- исследовать условия проникновения и распространения амидаизма в Китае, Кореи и Японии;

- выделить причины, способствовавшие упрочнению позиций учения, а также, причины, препятствовавшие этому процессу.

- сравнить учение школы Тэндай с разработками амидаистских школ и выявить общее и особенное в мифологеме Сукхавати, развиваемой в этих направлениях дальневосточного буд дизма;

- дать анализ изменений в раннем амидаизме под влиянием Тэндай на примере творчества и проповеднической деятельности Иппэна, Гэнсина, приверженцев школы Юдзу нэмбуцу.

Решение вышеупомянутых задач позволит определить роль амидаизма в становлении дальневосточной традиции в целом.

Гипотеза исследования: В диссертации выдвигается предположение о том, что еще до оформления амидаизма в рамках отдельного направления в японском буддизме («Дзёдо»), отдельные доктринальные положения учения о «Чистой Земле» получили развитие в школе Тэндай, оказавшей значительное влияние на многие религиозно-философские течения японского буддизма, в том числе и Дзёдо.

Положения, выносимые на защиту:

1. Учение о Чистой Земле, развиваясь в дальневосточном регионе, сталкивается с различными условиями, что определяет особенность его в каждой стране.

2. Социально-экономическая обстановка в Китае, Корее и Японии способствовала развитию представлений о «конце Закона».

3. На раннем этапе формирования учение амидаизма развивается во взаимодействии и взаимосвязи с другими школами буддизма.

4. Мифологема Сукхавати находит соответствия в теоретических разработках школы Хуаянь(Кэгон), Тяньтай(Тэндай).

5. Амидаизм Японии периода средневековья является наивысшим расцветом учения о Чистой Земле Будды Амитабхи в дальневосточном регионе.

Источниковая база исследования. В Китае, Корее и Японии существует несколько сотен текстов, связанных с описанием Чистой Земли. Однако основу учения составляют три текста, пришедших из Индии: "Большая Сукхавати- вьюха Сутра", "Малая Сукхавати- вьюха Сутра" и "Амитаюрдхьяна Сутра". Эти тексты послужат основными источниками. Из числа японских источников объектом пристального внимания станут «Кодзики» (Записки о деяниях древности) и Нихон Сёки (Анналы Японии). Научная новизна исследования заключается в том, что: -проанализирован процесс проникновения амидаизма в Китай, Корею и Японию;

-выявлены причины, способствовавшие и препятствующие упрочению этого учения на Дальнем Востоке;

-учение о Чистой Земле рассмотрено в рамках школы Тэндай; -дано систематизированное описание и характеристика деятельности проповедника Гэнсина;

-выявлено общее и особенное в мифологеме Сукхавати; -предпринята попытка соотнесения идеи Сукхавати с категорией И Синь (Иссин) - единое сознание.

Методологическая основа исследования. Методологической основой настоящей диссертации послужили общие принципы исследования, разработанные представителями отечественной школы буддологии. Следуя методологическому принципу О.О. Розенберга «сохранять при изложении именно оригинальную буддийскую схему.не передавая идеи в рамки наших систем», диссертант при религиоведческом, философском, культурологическом подходах поставил во главу угла метод феноменологической интерпретации содержания амидаистских культурных текстов. В исследовании были использованы также общенаучные принципы познания (системности, структурности и целостности) и методы анализа, синтеза, сравнения, аналогии и др.

Основополагающее значение для исследования поставленной темы имеют теоретические разработки крупнейших буддологов прошлого, таких как О. Розенберг, Ф. Щербатской, равно как исследования ведущих отечественных и зарубежных ученых-будцологов и культурологов: Н. В. Абаева, Т.П. Григорьевой, Д. Судзуки, Г. Дюмулена, С.А. Арутюнова, А.Н. Игнатовича, A.A. Накорчевского и многих других исследователей.

Научно-практическая значимость. Содержащиеся в работе положения и выводы могут быть использованы при составлении обобщающих трудов по истории и философии буддизма Дальнего Востока, в разработке курсов лекций по специальностям «религиоведение», «всеобщая история», «культурология». Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе ВУЗов и средних учебных заведений при чтении курсов лекций, в подготовке методических пособий, спецкурсов и семинаров.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на научно-практической конференции - «Агван Доржиев - выдающийся политический, общественный, религиозный деятель и видный российский дипломат» (2005 г.), а также на международной конференции, посвященной 2550-летию буддизма - «Буддизм в контексте диалога культур» (2005 г.). По теме диссертационного исследования опубликовано 4 научные работы. Диссертация обсуждена на заседании отдела философии, культурологи и религиоведения ИМБТ СО РАН.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения, списка использованной литературы. Заключение:

Заключение

Учение о Чистой Земле, развивавшееся в дальневосточном регионе, представляло собой совокупность множества традиций, предназначенных не только для последователей монашеского образа жизни, но и для обычных людей. Крупное направление буддизма амидаизм распространялся не только вширь, но и в глубь, проникая в жизнь и умы верующих.

Амидаизм Китая носил сложный характер, превалировало монастырское направление. Среди практик, которым отдают своё предпочтение адепты Цзинту, выделяется пять основных - это произнесение имени Будды Амитабхи, декламация сутр, созерцание Будды Амитабхи, воспевание, восхваление. Созерцание считается очень сложной практикой, которая требует специальной подготовки. В результате сравнительного анализа амидаизма в Китае и Японии приходим к заключению о том, что учение о Чистой Земле в Китае прошло в своем развитии сложный и противоречивый путь, в Японии оно достигло высшей ступени.

Господство четкого порядка и конфуцианский принцип послушания старших младшими характеризует китайское общество в целом. В этой стране очень сильны традиции государственной власти, которые осуществляли жесткий контроль за деятельностью монашеских общин, буддийских и даосских. «Политическая слабость буддизма в средневековом Китае имела своей причиной не его природу, а была вызвана традиционной силой китайского государства, не государства как некоей единой и неизменной территории, ибо Китай столь же традиционно был склонен к распаду, а представление о сущности государственной власти, силы традиционной идеологии Китая»111,

1,1 Кычанов Е.И. Государственный контроль за деятельностью буддийских общин в Китае в период Тан-Сун (УН-ХШ вв.) // Буддизм и государство на Дальнем Востоке. Сб.статей. - М., 1987. с.82.

Если в камакурском буддизме Японии присутствуют элементы реформации, то в Китае явных признаков этого движения, исходя из представленной литературы, не обнаружено. В деятельности китайского монаха Шань Дао есть некоторые попытки упрощения практики верования, которые можно оценить как зачатки обновленческого движения, однако они не получили широкого распространения.

Опыт Хонэна и Синрана, несомненно, велик, однако реформация в Японии не пришла к своему логическому завершению. Одной из причин этого является культ императора. Несмотря на то, что императорская власть была слаба и фактически не управляла страной, династия никогда не прекращала своего существования. Сакральность императорской персоны была слишком велика, чтобы кто-либо смог посягнуть на нее. Кроме того, буддийские школы были разрозненны, не имели централизованной организации в военном отношении, и как следствие, не представляли собой сильной оппозиции императору, а позднее и сегуну. С появлением Хонэна и Синрана амидаизм в Японии оформился в самостоятельную школу. Отличительной чертой японского амидаизма является его упрощенность. Освобождение перестало быть недосягаемым или предназначенным только для избранных, оно стало доступным и для простых людей. Причины данного явления кроются в самом японском обществе, где религия занимала особое положение. Во все времена буддизм использовался правящими кругами в качестве идеологической опоры. Вспомнить, к примеру, принца Сётоку-Тайси, который во многом, благодаря буддизму, пришел к власти. В эпохальный период Камакура наблюдается расцвет культуры и искусства, происходят коренные изменения во всех сферах жизни общества. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития обновленческого движения в буддизме, что в конечном итоге и определило специфику амидаизма в Японии.

Если обратиться к истокам амидаистского направления буддизма, то мы видим, что на данном этапе большое влияние на амидаизм оказала школа Тэндай, Несомненно, теоретиками школы Чистой Земли были китайские патриархи Хуэй Юань, Тань Луань, Шань Дао, но никто из основателей амидаизма в Японии не были в Китае на стажировке, как это было принято у тэндайцев или приверженцев школы Сингон. Принято считать, что официальная передача учения происходит именно во время учебы в Китае. Как правило, такие миссии планируются с легкой подачи императора. Количество стажеров от того или иного монастыря, храма зависит от благоволения императора, в свою очередь, могущество и влияние школы было в прямой зависимости от просвещенности главного лидера в вопросах теории. Японские монахи периода Хэйан могли набраться знаний только у китайских учителей. Таким образом, получалась своеобразная взаимозависимость.

Если основатели школы Тэндай и Сингон в 804 г. были отправлены в поднебесную на стажировку, то в биографиях Синрана и Хонэна нет свидетельств их заграничного пребывания. Исходя из этих фактов, приходим к заключению, что официальной передачи учения от китайских патриархов Цзинту к японским не было. Такой подход к разрешению вопроса, возможно, слишком формален, но обойти эту информацию вниманием было бы весьма неосмотрительным действием. Этот небольшой нюанс наталкивает на вывод о том, что фактически школа Дзёдо вышла из школы Тэндай, что не могло не отразиться на доктрине и практической стороне. Причины отсутствия практики в Китае у крупных представителей амидаизма, возможно, кроются в следующем: в начале периода Камакура страна уже вступила в эпоху кризиса, что послужило обострению всех социальных проблем. Данное обстоятельство способствовало сокращению количества стажирующихся. Дело в том, что в начале периода Камакура прежние лидеры школы Тэндай и

Сингон продолжали сохранять свое могущество и влияние, что способствовало тому, что в качестве претендентов для поездок в Китай продолжали набирать монахов из старых школ. Однако литература, в первую очередь буддийская, успешно проникала на территорию Японии, поэтому знакомство с основами школы Цзинту проходило на теоретическом уровне. Говоря в целом, нельзя полностью отвергать тот или иной путь проникновения учения, скорее в этом вопросе превалирует комплексный характер. В ходе исследования были обнаружены интересные факты, которые целесообразно было отразить в работе.

Так случилось, что жизнь Гэнсина протекает в переломный период в истории Японии. Он становится монахом на горе Хиэй, однако постепенно отходит от учения Тэндай, с основами догматики школы Чистой Земли знакомится по трудам китайских теоретиков. Все же полностью от тэндай он не отказывается, что приводит к проявлению идей синкретического характера. Одзёёсю (Сущности перерождения в Чистой Земле) представляет собой произведение, где смешаны положения школы Тэндай с основной идеей амидаизма. Это сочинение является результатом творческих поисков автора.

Как отмечают исследователи, буддизм хэйанского периода носил противоречивый характер, тем не менее, именно он заложил основы для обновленческого буддизма в Японии. Ключевую роль в этот период играют школы Тэндай и Сингон. При изучении тэндайского доктринального комплекса нами были выявлены схожие черты с теоретическими разработками некоторых амидаистских школ, в частности, Юдзу нэмбуцу и Дзисю. Сотериологические и онтологические концепции рассматриваемых школ имеют точки соприкосновения, что позволяет говорить о взаимовлиянии такого крупного направления буддизма, как амидаизма и школ Тяньтай(Тэндай), Хуаянь(Кэгон). Речь идет о буддийском Рае

Сухавати, который с течением времени приобретает новые интерпретации и формы. Амидаизм, начиная свой путь в районе Северной Индии, достиг своего апогея развития в Японии. Именно в Японии вера в Чистую Землю теряет материальное очертание, становясь духовным состоянием. На основании столь оригинальной трактовки буддийского Рая можно провести параллели с тяньтаевским Единым сознанием (И Синь). В школе Юдзу нэмбуцу обретение Чистой Земли связано с открытием в себе природы Будды, это положение основывалось на теоретических разработках школы Хуаянь (Кэгон).

Сходство между Тяньтай и учением Будды Амиды говорит о непредсказуемости эволюции буддийской мысли. Если в самом начале обзора амидаизма в Японии главный акцент ставился на упрощенность учения, как отличительной черте учения в рассматриваемой стране, то пример школ-отступников свидетельствует об обратном. Отход от общепринятых догм амидаизма действительно наблюдается в Японии, но он не приобретает широкого характера. Тем не менее, он свидетельствует о возможности развития амидаистской мысли в этом направлении. Список литературы:

1. На русском языке

2. Алпатов В.М. История и культура Японии. М.: Наука, 2001.-243с.

3. Андросов В.П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм: современное истолкование древних текстов. М.: Изд.фирма «Восточная литература» РАН, 2001. - 508 с.

4. Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны: религиозно-философские трактаты. М.: Восточная литература РАН, 2000. - 799 с.

5. Андросов В.П. Нагарджуна и его учение. М., 1990.

6. Арутюнов С.А., Светлов Г.Е. Старые и новые боги Японии. М.: Наука, 1968.-217 с.

7. Белова JI.B. Влияние буддизма на культуру воинского сословия в Японии: Автореферат дис. на соискание ученой степени. Улан-Удэ: БГСХА, 2000.-22 с.

8. Блаженов K.JI. Протестантизм. М.: Наука, 1990,- 190с.

9. Большой японско-русский словарь. Т. 1 -2. М., 1970.

10. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. История. Религия. Философия. Эпос. Литература. Наука. Встреча культур. М.: Восточная литература. 2001. - 495 с.

11. Бонгард-Левин Г.М. древняя Индия. История и культура. СПб.: Алетейя, 2001.-319 с.

12. Бонгард-Левин Г.М, Бухарин М.Д. Вигасин A.A. Индия и античный мир. М.: Восточная литература. 2002. - 359 с.

13. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г. Индия в древности. СПб.: Алетейя. 2001.-813 с.

14. Бутин Ю.М. Древний Чосон: Историко-археологический очерк. -Новосибирск: Наука. Сибирское Отделение, 1982-330 с.

15. Бутин Ю.М. Корея от Чосона к Трем Государствам (III в. до н.э. Yb.). M.: Наука, 1984. - 255 с.

16. Бэшэм А. Чудо, которым была Индия. М.: Восточная литература, 2000. -61 с.

17. Буддизм: словарь. Под общ. ред. H.JI. Жуковской и др. М.: Республика, 1992.-287 с.

18. Буддизм в Японии. Под ред. Т.П. Григорьевой. М.: Наука, 1993.-704с.

19. Быков Ф.С. Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае. М.: Наука, 1966. - 242с.

20. Васильев В.П. Буддизм. Его догматы, история и литература. 4.1. Общее обозрение. -СПб., 1857.

21. Васильев JI.C. История религий Востока. 7-е изд-е. М.: Кн. Дом «Университет», 2004. - 696 с.

22. Васильев JI.C. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Восточная литература, 2001. - 488 с.

23. Воробьев М.В. Япония в IV-VII вв. М.: Наука, 1980. - 344 с.

24. Воробьев М.В. Очерки культуры Кореи. СПб.: Востоковедение. 2002. -192 с.

25. Волков C.B. Ранняя история буддизма в Корее: ( Сангха и государство). М.: Наука, 1985. 152 с.

26. Гараджа В.И. Протестантизм. М.: Политиздат, 1971. - 199 с.

27. Гарри И.Е. Дзэн-буддийское миросозерцание Эйхэй Догэна. М.: Восточная литература РАН, 2003. - 2008 с.

28. Гришилева Л.Д. Формирование японской национальной культуры, конец XVI начало XX вв. М.: Наука, 1986. - 285 с.

29. Горегляд В.М. Буддизм и японская культура VIII-XIII вв. // Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века. М.: Наука, 1982.- 318 с.

30. Древние Фудоки (Хитати, Харима, Бунго, Хидзэн). Перевод, предисловие и комментарии К.А. Попова. М.,1939.

31. Древнекитайская философия. Т. 1. М., 1972.

32. Древняя Индия. Историко-культурные связи. М.: Наука, 1982. -343 с.

33. Ермаков М.Е. Мир китайского буддизма: по материалам коротких рассказов IV-VI вв. СПб.: Андреев и сыновья, 1994. - 240 с.

34. Ермакова Т.В., Островская Е.П. Классические буддийские практики. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2001. - 304 с.

35. Ермакова Т.В., Островская Е.П. Классический буддизм. СПб.: Азбука-Классика, 2004. - 252 с.

36. Жуков Е.М. История Японии. М.: Наука, 1999. - 680 с.

37. Игнатович А.Н. Буддизм в Японии: очерк ранней истории. М.: Наука, 1987.-314 с.

38. Игнатович А.Н. Концепция бытия школы Тяньтай в интерпретации Нитирэна. Философские вопросы буддизма. - Новосибирск, 1984.-124 с.

39. Игнатович А.Н. Учения о теократическом государстве в японском буддизме // Буддизм и государство на Дальнем Востоке. М.: Наука, 1987.-228 с.

40. Игнатович А.Н., Светлов Г.Е. Лотос и политика: необуддийские движения общественной жизни Японии. М.: Мысль, 1989. - 283 с.

41. Избранные сутры китайского буддизма, пер. Д.В. Поповцева, К.Н. Соломина, Е.А. Торчинова. СПб.: Наука, 2000.-461 с.

42. Иофан H.A. Культура древней Японии. М.: Наука, 1974. - 261 с.

43. История и культура Японии. Отв. Ред. В.М. Алпатов. М.: Крафт+, 2001.288 с.

44. История Китая с древнейших времен до наших дней: учебное пособие, под ред. JI.B. Симовской, М.Ф. Юрьева. М.: Наука, 1974.-534 с.

45. История стран Азии и Африки в средние века.З-е изд. доп. и перераб. М.: МГУ, 1987. Ч. 1.-318 с.

46. История стран зарубежной Азии в средние века. М.: Наука, 1970.-640 с.

47. История Японии: Сборник исторических произведений / Под ред. И.А. Настенко. 2-е изд. Доп. - М.: Евролинц: Русская панорама, 2003. - 504 с.

48. Китагава Дж.М. Религии в истории Японии. СПб.: Наука, 2005. -589 с.

49. Книга самурая: (сборник) / Пер. с яп. Р.В. Костенко, A.A. Мищенко. СПб.: Евразия, 2004. 383 с.

50. Козловский Ю.Б. Японский амидаизм в эпоху средневековья. // Буддийская философия в средневековой Японии. М.: Наука, 1998. - 392 с.

51. Комиссарова Т.Г. Монах не должен быть почтительным к императору. Из буддийской полемики в Китае в IV-V вв // Буддизм и государство на Дальнем Востоке. М.: Наука, 1987. - 228 с.

52. Конрад Н.И. Избранные труды. История. М.: Наука, 1974.-471с.

53. Конрад Н.И. Очерк истории культуры средневековой Японии VII-XVI вв. -М.: Искусство, 1980.- 144 с.

54. Конрад Н.И. Япония. Народ и государство // История Японии. -М.: Евролинц. Русская панорама, 2003.- 504 с.

55. Корнев В. И. Буддизм и его в общественной жизни стран Азии. М., 1983.-248 с.

56. Корнев В.И. Так говорят Татхагаты // Буддийский мир. (Альманах)./ Сост. В.Бараев. М.: Раритет. Объединенная редакция журнала «Буддизм» и альманаха «Буддийский мир», 1994. - 208 с.

57. Кочетов А.Н. Буддизм.2-е изд., переаб. М.: Наука, 1983. - 177 с.

58. Кравцова М.Е. История культуры Китая. СПб.: Лань, 1999.- 416с.

59. Краснодембская Н.Г. Будда, боги, люди и демоны. СПб.: Петербургское востоковедение: Азбука-Классика, 2003.-318 с.

60. Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В. Китайский этнос на пороге средних веков. М.: Наука, 1979. - 327 с.

61. Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов. Этническая история китайцев на рубеже средневековья и нового времени. М. Наука, 1987. - 311 с.

62. Ку:кай (Ко:бо:-дайси). Три учения указывают и направляют (Санго: сиики) ( Пер. со старояп., коммент. и исслед. Н.Н. Трубниковой). -М,: Издатель Савин С.А., 2005 446 с.

63. Кушнарев Ю.А, Космология китайского буддизма. Автореферат дис. на соискание ученой степени. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СОР АН, 2001. -22 с.

64. Кычанов Е.И. Государственный контроль за деятельностью буддийский общин в Китае в период Тан Сун (УИ-ХШ вв.) // Буддизм и государство на Дальнем Востоке. - М.: Наука, 1987.-228с.

65. Латышев И.А. Япония, японцы и японоведы. М.: Алгоритм, 2001.-832 с.

66. Лепехов С.Ю. Философия мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. - 238 с.

67. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М.: Астрель, 2000.- 632с.

68. Мартынов А.С. Буддизм и общество в странах Центральной и Восточной Азии // Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века. М.,1982. 317 с.

69. Мещеряков A.M. Древняя Япония: буддизм и синтоизм. ( проблемы синкретизма). -М.: Наука, 1987.- 189 с.

70. Мещеряков A.M. Древняя Япония: культура и текст. М.: Наука, 1991.-224 с.

71. Мещеряков А.Н., Грачев М.В. История древней Японии. СПб.: Гиперион, 2002.-512 с.

72. Мендрин В. М. История сегуната в Японии (Нихон гайси). В 2-х т./ Пер. с яп. М.: Рос. гос. б-ка, СПб.: Летний сад. - 1999. - T.l. 480с., Т.2. -384 с.

73. Накорчевский А. А. Синто. СПб.: Азбука-Классика. Петербургское Востоковедение, 2003. - 448 с.

74. Накорчевский А.А, Японский буддизм: история людей и идей (от древности к раннему средневековью: магия и эзотерика). СПб.: Азбука-Классика: Петербургское востоковедение, 2004. - 382 с.

75. Николаева Н.С. Японские сады. М.: Изобразительное искусство, 1975.-254 с.

76. Пасков С.С. Япония в раннее средневековье, VII-XII вв.: Ист. Очерки. -М.: Наука, 1987. 195 с.

77. Рерих Е.И. Основы буддизма. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1991. - 96 с.

78. Розенберг О.О. Проблемы буддийской философии. Пг., 1918.

79. Розенберг О.О. Труды по буддизму. М.: Наука, 1991 - 295 с.

80. Розенберг О.О. О созерцании современного буддизма на Дальнем Востоке. Пг., 1919.

81. Сато Хироаки. Самураи: история и легенды. СПб.: Евразия, 2004.-418 с.

82. Светлов Г.Е. Колыбель японской цивилизации: Нара, история, религия, культура. М.: Искусство, 1994. - 217с.

83. Светлов Г.Е. Путь богов. М.: Мысль, 1985. - 240 с.

84. Сидихменов В.Я. Страницы прошлого. -М.: Наука, 1987.- 448с.

85. Сила-Новицкая Т.Г. Культ императора в Японии: мифы, история доктрина. М., 1990. - 204 с.

86. Синран. Сущность «Трактата о единственно вере», пер. A.A. Михалева //Буддийская философия в средневековой Японии. - М.: Наука, 1988.- 486 с.

87. Синто: путь японских богов. В 2т. Т. I. Очерки по истории синто. СПб.: Гиперион, 2002.-704 с.

88. Солонин К.Ю. Перевод с кит. Учение Тяньтай о недвоиственности // Религии Китая. Хрестаматия. СПб.: Евразия, 2001. -509 с.

89. Спеваковский А.Б. Религия синто и войны. JL: Ленинздат, 1987. -109 с.

90. Спеваковский А.Б. Самураи военное сословие Японии. - М.: Наука, 1981.- 169 с.

91. Сыма Цзянь. Исторические записки («Шицзи»). Т.8. -М.Восточная литература, 2002. 510 с.

92. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М.: Политическая литература, 1964. -559 с.

93. Сэнсом Дж. Б. Япония. Краткая история культуры / Пер.с англ. Е.В. Кириллова. СПб.: Евразия, 1999. 576 с.

94. Торчинов Е.А. Введение в буддологию. СПб.,2000,- 304 с.

95. Трубникова H.H. «Различение учений» в японском буддизме IX в. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000. - 368 с.

96. Фельдман-Конрад Н.И. Японско-русский учебный словарь иероглифов. М., 1977.

97. Философия китайского буддизма. / Пер. с кит. Е.А. Торчинова. -СПб: Азбука-Классика, 2001. 256 с.

98. Хантаева Е.И. История и доктрины школы Цзинту в письменных источниках: Автореферат дис. на соискание ученой степени. Улан-Удэ: БНЦ, 2000.-17С.

99. Хантаева Е.И. Происхождение и формирование школы Цзинту. // Материалы научной конференции «Цыбиковские Чтения 7». - Улан-Удэ: БНЦ, 1998.-159с.

100. Хантаева Е.И. Представление о рае в китайской и монголоязычной традиции // Бурятский буддизм: история и идеология. -Улан-Удэ: БНЦ, 1997.-172с.

101. Чон Чин Сок, Чон Сон Чхоль, Ким Чхан Вон. История корейской философии. Т.1. -М.: Издательство «Прогресс». 1966. 416.С

102. Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988.

103. Эйдус Х.Т. История Японии с древнейших времен до наших дней. Краткий очерк. М.: Наука, 1968 - 233 с.

104. Янгутов JI.E, Из истории формирования школ китайского буд дизма. Новосибирск, 1983. - 6с.

105. Янгутов JI.E. Философское учение школы Хуаянь. Новосибирск.: Наука. Сибирское отделение, 1982. 142 с.1. На английском языке

106. Anesaki M. History of Japanese Religion. With Special Reference to the Social and Moral Life of the Nation. Rutland, Vermount and Tokyo, 1963.

107. Eliot Ch. Japanese Buddhism.L., 1959.

108. Groner P. The Lotus Sutra in Early Japanese Buddhism.// mail.ru

109. Groner P. Saicho. The Establishment of Japanese Tandai school. Berkeley, 1984.

110. Sueki F. Pure Land in Heian Period.- Transactions of the international Conference of Orientalist in Japan. Tokyo., 1984.№28-29.

111. O.Sato Kemmyo Taira. Japanese Pure Land Buddhism.// mail.ru 111.Henri de Lubac, translated into English by Amita Bhaka. History of Pure Land Buddhism.// mail.ru1. На японском языке

112. Ватанабэ С. Нихон-но буккё (Японский буддизм ). Токио, 1965.

113. Адзиа буккё си. Нихон хэн (История буддизма в Азии. Япония). Т.1-6. Токио, 1972.

114. Сайтё, Кукай сю (собрание сочинений Сайте и Кукая) // Нихон -но сисо (Японская мысль). Т.1. Токио, 1969.

115. Тамура Ё. Нихон буккё си нюмон (Введение в историю японского буддизма). Токио, 1970.

116. Пб.Оно Т. Дзёдай-но дзё:докё (Буддийское амидаическое учение «Дзёдокё»), 1972.

117. Энтё: Т. Нихон буке: сисо:си кэнкю: Дзё:докё:хэн. Токио, 1964. (Исследования по истории буддийской мысли в Японии. Дзё:докё).

118. Нихондзин-но буккё: Нара Ясуаки хэнсю:, Накамура Хадзимэ кансю:. Т., То:кё: сёсэки, 1983. (Буддизм в Японии. Сост. Нара Ясуаки, ред. Накамура Хадзимэ. Буддийские сутры. Изложение).

119. Синтэцу И. Хэйан дзё:докё: синко: си-но кэнкю:, Токио, 1974. (Исследование по истории буддийских сект «Дзё:до».Период Хэйан).

120. Хироси И. Гокураку то дзикоку. Нихондзин-но дзё:до сисо:. Токио, 1965. (Рай и ад. Понятие о буддийском рае у японцев. В помощь изучающим буддизм).

121. Касахара К. Синран кэнкю ното.(Заметки о Синране). Токио, 1965.

Магазин
Магазин
Буддийские Обои для мобильных телефонов
Буддийские Обои для мобильных телефонов
Наверх