Тамчинский (Гусиноозерский) дацан

Материал из Buddha World.

Тамчинский (Гусиноозерский) дацан был основан в середине XVIII века на юго-западном берегу озера Гусиное (по-бурятски Галун-нур). Это был один из первых буддийских монастырей на территории современной Бурятии. Более столетия он был центром буддизма в России; в годы расцвета в нем служило 900 монахов. С 1809 по 1938 год здесь была резиденция Пандита Хамбо-ламы, официального главы буддистов России.

В 1738 г. к Гусиному озеру прикочевал лама Ахалдайн Жинба и в 1741 г. отстроил большую юрту-кумирню. Деревянный дацан, построенный здесь в 1750 г., стал из первых стационарных буддийских храмов.

Божеством – хранителем Тамчинского дацана является богиня Балдан Лхамо.

По описанию академика П.С. Палласа, посетившего дацан в 1772 г., комплекс состоял из главного двухэтажного и 4-х малых храмов. Паллас отмечал, что архитектура Гусиноозерского дацана "во вкусе большого храма на Чикое (т. е. Цонгольского), но по величине он приблизительно равен лишь находящимся там храмам и имеет примерно размеры квадрата со сторонами в 5 саженей". В домиках и юртах дацана проживало в то время свыше 80 лам.

После длительной борьбы с Цонгольским дацаном Гусиноозерский стал первым за Байкалом, в 1783 г. он становится резиденцией официального главы буддийского духовенства, имевшего влияние по левую сторону Селенги, а в 1809 ему были подчинены и все остальные буддийские монастыри.

В период между 1790 и 1820 годами произошла замена старого здания храма на новое, более крупное. Так, А. Мартос, посетивший дацан в декабре 1823 г., сообщает: "При Гусином озере всех кумирен одиннадцать; десять расположены в квадрате одна от другой в одинаковом расстоянии, главная в центре". В 1848 г было уже 16 малых храмов (сумэ), некоторые с четырьмя, другие с восемью стенами.

В 1858 г. дацану было разрешено строительство нового каменного главного храма, которое в том же году и началось. По сведениям Б. Барадийна "мастера были местные, буряты, под руководством русского мастера Воронина, мещанина г. Селенгинска". Строительство храма в основном было завершено к 1870 г. Вслед за главным постепенно были заменены новыми зданиями и остальные храмы.

В 1903 г. в дацане насчитывалось около 300 домов. При монастыре из 900 лам постоянно проживали лишь 500. В обычное время в поселке проживало до 900 монахов и мирян.

К началу XX века Гусиноозерский дацан был большим поселком с правильной сеткой улиц. В центральном прямоугольнике (60 x 70 саженей) размещался главный трехэтажный храм дацана - Цогчен, что означает "дом всеобщего собрания". Его окружали 7 малых храмов (сумэ, дуганов) и до десятка вспомогательных зданий типа русских изб. Среди них выделялся двухъярусный храм Майдари. В нем помещалась высотою в 6 саженей, позолоченная статуя бодхисатвы Майдари, выполненная из дерева бурятскими мастерами. Гусиноозерский дацан был не только религиозным, но и культурным центром Забайкалья. При дацане работала типография, издававшая книги на тибетском и монгольском языках.

В 1938 г. Гусиноозерский дацан был официально закрыт. В настоящее время на месте сохранились только два храма Цогчен и Чойра.

В 1990 г. началось возрождение буддийской общины, а в июле 1991 г. дацан посетил Его Святейшество Далай-лама.

Тамчинский дацан расположен в 150 км от Улан-Удэ близ дороги, ведущей в Монголию. В 1741 году был официально объявлен центром буддизма в России царицей Елизаветой. Два из 17 храмов, памятники бурятской культовой архитектуры 18-19 веков, сохранились до наших дней.

Оленный камень, уникальный образец наскального искусства эпохи бронзы, также привлекает внимание туристов.Дацаны на территории Бурятской, Иркутской и Читинской областей

В середине XVIII века в Селенгинской степи подул божественный ветер. Говорят, что на месте нынешней середины Гусиного озера буддийский священник Ахалдайн Жинбэ (Жамба Ахалдаев) в 1741 году поставил большую войлочную юрту, которая служила кумирней. Так начиналась история Тамчинского (Гусиноозерского) дацана. Место под его строительство указал первый Пандито Хамбо лама Дамба Даржаа Заяев.

По преданиям, после установления кумирни в один прекрасный день ламы стали свидетелями настоящего чуда: вокруг колодца, находящегося возле храма Будды, вдруг выступила вода. Она расширяла свои границы. Так что дацан пришлось дважды переносить на более возвышенные места.

Со времени основания Тамчинского дацана ему покровительствует божество огня — богиня Балдан Лхамо, основной сахюусан (хранитель) дацана, место обитания которой — священная гора Бурин-хан. Богиня традиционно изображается едущей на муле или коне... Постепенно буддийский монастырь менял свой облик. В 1750 году здесь построили деревянный храм. Вместе с расширением дацана росло его влияние и значимость среди буддистов, населяющих южную сторону Байкала.

1809 год — особая веха в истории дацана. Тогда Тамчинский дацан стал Хамбын Хуреэ, т.е. резиденцией Пандито Хамбо-ламы, главы всех бурятских буддистов, и более 130 лет был центром буддизма в России.

В 1858 году началось возведение нового главного храма Цокчен (Сокшин). И в 1870 году пейзаж Тамчинской долины украсило величественное белое трехэтажное каменное здание, украшенное наверху двумя позолоченными оленями с колесом между ними. Новый Сокшин-дуган стал первым образцом нового типа храмов в бурятском культовом зодчестве.

Расцвет Тамчинского дацана пришелся на начало XX века. В это время он превратился в большой поселок. В 1903 году здесь насчитывалось около 300 домов, 22 дугана и служило более 1000 лам.

Долгие годы дацан был одним из центров по изучению религии, буддийской философии, а также центром книгопечатания с тибетско-монгольских ксилографов, иконописи, ремесел, литья скульптурных изображений божеств, медицины. Гордостью дацана считалась своя живописная школа и столярная мастерская. При дацане существовала единственная разрешенная царским правительством школа хувараков. Здесь проводились буддийские мистерические танцы «Цам».

Тамчинский дацан дал российскому будизму девять Пандито Хамбо лам. Одним из самых известных Хамбо-лам Тамчинского дацана считался Гомбын Дампил (Дампил Гомбоев), который занимал этот высокий пост с 1878 по 1896 годы.

В истории Тамчинского дацана как в зеркале отразилась история нашей страны, республики. В середине тридцатых годов прошлого века волна гонений нахлынула и на главный буддийский монастырь респуб­лики. Следы тех смутных лет гулаговского периода до сих пор хранят колонны и стены священного храма... Десятилетия, с подачи безбожной власти, продолжалось мрачное время в истории дацана, когда он подвергся грандиозному разрушению и разграблению — даже несмотря на то, что в 1960 году стал памятником архитектуры федерального значения. Лишь только с начала девяностых годов прошлого века один из крупнейших дацанов Бурятии словно обрел вторую жизнь. Степь после многолетнего молчания огласили звуки белых раковин - «дунгар» и при многочисленном скоплении верующих прошло освящение дацана. А летом 1991 года, в год 250-летия дацана, его посетил Далай-лама XIV Тензин Гьятцо. Снова в Тамчинской долине подул свежий божественный ветер:под покровительством богини Лхамо стала укрепляться буддийская вера. На прежнее место вернулся разобранный храм Аюша, нашелся и возвратился считавшийся безвозвратно утерянным священный оленный камень — «Алтай Сэргэ» («Золотая коновязь»), насчитывающий более чем 3300-летнюю историю. Начался новый период в истории дацана — его возрождение и продолжение славных традиций.

Тамчинский дацан - это драгоценное наследие бурятского народа, которое служит делу возрождения и развития бурятской культуры. Бурятский храм, как и в целом, бурятский буддизм уже в самой начальной стадии своего развития имел для российской восточной политики первостепенное значение. Со времени разрушения дацанов в 30-е годы многие памятники истории и культуры утрачены полностью, а сохранение Тамчинского дацана -это свидетельство бурятской истории и культуры.

Название дацана в разных источниках также пишется по-разному: Гусиноозерский, Хулэн-Нурский, Тамчинский. Если с первым названием все ясно, то Хулэн-Нурский происходит также от бурятского названия озера (Хул-Нор, Хулэн-Нур) бытовавшего среди старшего поколения до 50-60–х годов ХХ века.

Интересно происхождение названия Тамчинский дацан. Это название происходит от старого названия бурятского села, существовавшего на месте нынешнего поселка станции Гусиное Озеро. Этимология слова Тамча означает « место, где проживает высокий буддийский чин. Титул». С 1809 по 1938 годы здесь находилась резиденция официального главы буддийского духовенства России Бандидо хамбо ламы.

Есть еще название Хамбын дацан, Хамбын хурөэ (Хамбинский дацан, Хамбинская резиденция) и тибетское название Гэндэн Даржалинг. Этот дацан вплоть до 30-х годов ХХ века оставался центром российского буддизма и пережил славную историю. Он был центром притяжения не только для буддистов, но и для просвещенных людей всей России, а также зарубежных стран. В разных источниках содержатся разные даты основания Тамчинского дацана: 1741 упоминается в Хоринской летописи В.Юмсунова, как год появления на берегу Гусиного озера кошмового дацана. А в Селенгинской летописи Д-Ж.Ломбоцыренова называется уже 1750е годы. Как бы то ни было, 1741 год вполне приемлем как дата основания, тем более, что он совпадает с Указом Елизаветы.

Тамчинский дацан являлся центром буддизма в России с 1809-1938 г.г. Был резиденцией официального главы духовенства ПандидоХамбо-ламы, потому его иногда называют Хамбинским дацаном. За время существования дацана его деревянные сооружения неоднократно заменялись и перестраивались. Монастырский комплекс разрастался, пополнялся новыми строениями. Первый деревянный храм у Гусиного озера появился в 1760 году—первое стационарное здание бурятского архитектурного зодчества. До этого были войлочные кумирни. И уже в 1772 году, когда монастырь посетил академик П.Паллас, по его описанию, комплекс состоял из главного двухэтажного храма и 4-х малых. Монастырский комплекс дацана, расположенный в Тамчинской долине на юго-западном берегу Гусиного озера, включал (по данным 1889 года) 17 больших и малых храмов, помимо главного храма Цокчин, что означает «дом всеобщего собрания». Это был поселок с храмовым комплексом, жилищами лам, хозяйственными постройками. Ядром являлся прямоугольник двора главного храма Цокчин, который представлял собой яркий образец бурятского зодчества II половины XIX века, не уступавший по роскоши храмам Тибета.

Подробное описание буддийского монастыря составляли Птицын В.В., Разумов Н, Сосновский Н., Ядринцев Н.М., Попов Н.И. и другие исследователи, которые почитали своим долгом обязательно посетить Тамчинский дацан, полагая, что «быть за Байкалом и не видеть ламаистов с их обстановкой считали бы упущением. Вот описания данные Осокиным, Лабе: «Главным дацаном всего Забайкалья считается Гусиноозерский(Тамчинский), который находится в Селенгинском округе вблизи города Селенгинска, на священном для ламаистов Гусином озере…», «На берегу Гусиного озера, которое называют озером священников, находится обитель Бандидо-Хамбо- ламы. Это главный ламаистский монастырь буддизма Сибири.»

Н.М. Ядринцев побывав в Забайкалье и в гостях у ламайского епископа отмечает: «Глубокое впечатление на присутствующих производит великолепие ламской мистерии с картежом со слоном, со множеством музыкантов и причудливых масок изображающих богов в фантастических костюмах».

К началу ХХ века, в пору своего расцвета, Тамчинский дацан был большим поселком с правильной сеткой улиц. На протяжении многих лет он являлся центром искусств, ремесел, книгопечатания и медицины. Один из самых знаменитых Хамбо лам Тамчинского дацана Дампил Гомбоев в одном из своих отчетов, писал, что в дацане издавалось 97 наименований книг на монгольском и тибетском языках. Сам Гомбоев, занимавший высокий пост с 1878 по 1896 год, отличался не только высокими нравственными и интеллектуальными качествами, но был и ревнителем просвещения, одаренным и высокообразованным человеком. Особое уважение он снискал тем, что подарил Восточно-Сибирскому отделению Российского Географического общества коллекцию буддийского искусства.

Яркий след в истории Тамчинского дацана оставил Даша-Доржо Итигэлов, о котором сложено немало легенд. Весной 1911 года в Резиденции Хамбо ламы (Тамчинский дацан) его выдвинули в числе десяти кандидатов на пост Пандидо Хамбо ламы главы буддистов Восточной Сибири, в его ведомстве было 34 дацана. Находясь на посту Хамбо ламы Д.Д. Итигэлов прилагал большие усилия не только для лечебной деятельности среди верующих и мирян, но и для просветительской деятельности, особенно в деле издания религиозной светской литературы. Он был инициатором постройки новых Чойри и Деважин дацанов. Уйдя с поста Бандидо Хамбо ламы в 1917 году Итигэлов приложил немало усилий для сохранения и предотвращения погромов дацанов в переломные годы истории нашей страны.15 июня 1927 года Хамба Итигэлов в состоянии медитации ушел из этой жизни. В позе лотоса, в которой Хамбо лама находился во время медитации, тело поместили в саркофаг и захоронили.

11 сентября 2002 года в Иволгинском дацане состоялось вскрытие саркофага. Спустя 75 лет после захоронения тело великого ламы осталось нетленным

В дацане существовала единственная разрешенная царским правительством школа для хувараков. Тамчинский дацан был одним из центров изучения религии и буддийской философии. Кроме того, в дацане действовала своя живописная школа. Занимались здесь и изготовлением глиняных бурханов.

Была в дацане и столярная мастерская. Все работы выполнялись вручную. Изготавливались деревянные детали и украшения дацанских построек, мебель, божницы, фигуры тигров, львов, мифического животного «луу», слонов.

Тамчинский дацан предстал во всем великолепии перед всем миром в кинофильме В.Пудовкина «Потомок Чингисхана». Именно здесь велись натуральные съемки, именно этот архитектурный ансамбль стал фоном церемониального буддийского танца мистерии Цам. Дацан действовал до 1938 года, пока его не закрыли, лам не разогнали. Служителей было более тысячи. После закрытия Тамчинского дацана, сохранившиеся здания храмов использовались под разные назначения.

В первоначальном виде до наших дней сохранился дуган Чойри. Он был основан в 1861 году, и 26 ноября 1990 года после всех испытаний временем состоялось его открытие для народа.

В начале 70-х годов XX века оставшийся храмовый комплекс лишился двух дуганов Аюши и Деважин. Храм Деважин был перевезен в Музей деревянного зодчества Бурятии в Верхнюю Березовку, где и находится в настоящее время.

Дуган Аюши входил в состав девяти аймачных храмов. По просьбе жителей района была проведена реставрация дугана Аюши на новом месте на территории дацана. В ноябре 1996 года состоялось освящение нового здания храма. Дуган Аюши посвящен божеству Аюши дарующему долголетие. Сегодня трудно представить соответствие нового дугана внешнему виду, архитектуре и размерам прежнего, но, главное состоялось еще одно возвращение из утерянных сокровищ храмового комплекса Тамчинского дацана. В ноябре 1990 года в сохранившемся дугане Чойра состоялось освящение вновь открывшегося Тамчинского дацана, а 17 июля 1991 года прибывший на 250-летие признания буддизма Российским государством Его Святейшество Далай-лама XIV посетил Тамчинский дацан и в присутствии многих тысяч верующих совершил молебен.

Достопримечательностью Тамчинского дацана является уникальный памятник археологии I тысячелетия до н.э. Оленный камень «Алтан Сэргэ» - Золотая коновязь. Возраст этого камня по определению специалистов составляет свыше 3300 лет. Этот камень неотъемлемая часть ритуального праздника ЦАМ, проводившегося в прошлом. Оленный камень обнаружен в сентябре 1989 года на территории дацана рядом со зданием Чойри в фундаменте разобранного дома. Камень был расколот на 12 кусков. После реставрации специалистами Эрмитажа он восстановлен на предположительно прежнем месте, около главного храма Цогчен. На четырехгранном каменном столбе, утолщенном в верхней части, изображены олени застывшие в полесье. Головы оленей украшают 5,6 - витковые рога, расположенные вдоль хребта. В верхнем углу над головой оленя выбит диск. Сегодня по прошествии 200 лет, перед нами предстает три дугана за монастырской оградой, главным их которых являлся Цогчен.

История Тамчинского дацана намного острее и драматичнее других, потому, что он был центром сосредоточия своего времени, по своему положению и значению. И эта история продолжается, ведутся реставрационные работы на Цокчин дугане, в единственном сохранившемся в республике соборном буддийском храме являющимся памятником архитектуры федерального значения.

www.selengatour.ru/Tamcha/istoria1.php

Магазин
Магазин
Гухьясамаджа
Гухьясамаджа
Наверх