Сюнрю Судзуки

Материал из Buddha World.

Сюнрю Судзуки (祥岳俊隆) принадлежит к дзен-буддийской школе Сото, основанной в XIII веке японским монахом Догеном (道元禅師).

Для американских дзен-буддистов Сюнрю Судзуки – не просто очередной священник традиции Сото. Для них он – первый человек, начавший проповедовать дзен на Западе, основатель первого в Америке дзен-буддийского монастыря. Последователи Судзуки сравнивают его с легендарным индийским монахом Бодхидхармой, который принес Буддизм в Китай и основал там собственное направление – чань-буддизм.


Сюнрю Судзуки родился в 1904 году в семье священника школы Сото. Его отец был аббатом небольшого дзенского храма в городке Хиратсука (Hiratsuka), расположенном в восьмидесяти километрах на юго-запад от Токио. В 12 лет Сюнрю был отдан на обучение в монастырь Цзоун-Ин (Zoun-in), где был посвящен в монахи. Учителем, преподававшим ему основы дзен был настоятель монастыря и давний ученик его отца - Гиокуюн Со-он Судзуки (Gyokujun So-on Suzuki). За нелепый вид и упрямый нрав учитель наградил Сюнрю прозвищем – Кривой Огурец.

В 1924 году Сюнрю Судзуки поступил в токийскую школу Сото, где, через некоторое время, стал старшим монахом. Через два года он поступил в университет школы Сото под названием Комацава Дайгакурин (Komazawa Daigakurin). И в тот же год его учитель Со-он провел важнейшую для каждого дзен-буддиста церемонию “передачи учения” (Dharma transmission), благодаря которой Сюнрю стал его духовным преемником.

Ключевым человеком в судьбе Сюнрю стала его преподавательница английского – мисс Нона Рэнсом. Именно она стала первым представителем западной культуры, с которым столкнулся молодой Сюнрю. Сначала ее взгляды на дзен-буддизм были ошибочны. Она полагала, что эта религия имеет в основе своей идолопоклонство. Сюнрю удалось в корне изменить ее отношение к дзен-буддизму. Он даже помог ей освоить базовую практику школы Сото – форму медитации зазен. Этот опыт показал Сюрню, что западный мир плохо знаком с дзен-буддизмом, но, при этом, восприимчив к глубинным идеям, формирующим его основу

В 1929 году учитель Со-он Судзуки оставил должность аббата монастыря Цзоун-Ин, назначив своим приемником Сюнрю. И через год молодой настоятель получил право преподавать дзен в качестве священника.

Вскоре после этого Со-он предложил Сюнрю продолжить обучение в одном из самых известных в Японии монастырей школы Сото – Эйхейджи (Eiheiji). Аббатом этого монастыря был Гемпо Китано-роши (Gempo Kitano-roshi). Прежде, чем стать настоятелем Эйхейджи, он был главой школы Сото в Корее. Он также в ходил в число основателей Дзеншуджи (Zenshuji) – храма школы Сото, располагавшегося в Лос-Анжелесе, штат Калифорния.

С того момента, когда Сюнрю познакомился с западной культурой, его не оставляла идея проповедовать дзен в Америке. Однажды он даже поделился своим желанием со своим духовным наставником, но получил твердый отказ.

И только в 1959 году Сюнрю Судзуки, наконец, удалось осуществить свою мечту. В мае месяце он прилетел в Сан-Франсиско, чтобы занять место настоятеля единственного дзен-буддистского храма, расположенного в бывшем здании синагоги. Сюнрю попал в общину американизированных японцев, однако их отношение к дзен-буддизму показалось ему поверхностным и формальным.

Как раз в эти годы дзен-буддизм приобрел большую популярность среди движения битников. Инициатором изучения буддизма в среде интеллектуалов был Алан Уотс (Alan Watts). Слух о настоящем дзенском священнике быстро разнесся по Институту Искусств Сан-Франсиско и Американской Академии Восточных Исследований, который возглавлял Уотс. Вскоре Сюдзуки пригласили в Академию провести лекцию по дзен-буддизму. Аудитория была переполнена желающими послушать о дзен. Судзуки не стал читать лекции, а предложил всем собравшимся просидеть двадцать минут в зазене.

По окончанию практики Сюдзуки пригласил всех желающих присоединяться к нему в ежедневном утреннем 40-минутном зазен. И с тех пор количество его учеников увеличивалось с каждой неделей.

В 1966 году наиболее преданные последователи Судзуки во главе с Дзентатсу Ричардом Бейкером (Zentatsu Richard Baker) купили в национальном парке Лос-Падрес (Los Padres National Forest) участок земли и основали горный дзен-центр Тассайара (Tassajara Zen Mountain Center). Позже появился городской дзен-центр в Сан-Франсиско . А еще через некоторое время – Дзен-центр в зеленом ущелье (Green Gulch Farm Zen Center).

В 1070 году вышла упомянутая выше книга Сюнрю Судзуки “Сознание дзен – сознание начинающего”. Эта книга своего рода введение в дзен-буддизм, написанное очень простым и понятным каждому языком. Интерпретация дзенского учения мастера Сюдзуки свободна от догматов и сложных нюансов. Они избегает также изложения традиций школы Сото. Его задача – донести до читателя сам дух дзен-буддизма, показать то видение мира, которое составляет его фундамент.

Работа над этой книгой стала последним штрихом духовного пути мастера Сюдзуки-роши. В 1971 году он умер от рака. Его духовным преемником стал Дзентатсу Ричард Бейкер, который в 1970 получил от него “передачу учения”, продолжив линию преемственности, восходящую к первым учителям школы Сото. Он же стал настоятелем Дзен-центра в Сан-Франциско.

Позднее дзен-буддизм распространился по всей Америке. Во многих штатах открылись дзен-центры, многие американцы стали официально исповедовать буддизм.

В наше время эта религия имеет большое количество последователей на Западе (как в Америке, так и в странах Европы). Конечно, “вестернизированный дзен” имеет ряд отличий от японской религии с ее сильными традициями, продолжительной историей и сложившейся догматикой . Попав на новую культурную почву это учение стало совсем иным. Однако американские учителя дзен видят свою задачу в сохранении самого главного – духа религии, того глубинного послания, которое она несет человеку. И основная заслуга в формировании этой традиции, на наш взгляд, принадлежит мастеру Сюрню Судзуки -– учителю, который подарил Америке дзен.


Источник: ru-zen.livejournal.com

Магазин
Магазин
Храм Белой лошади
Храм Белой лошади
Наверх