Намка Кичиков

Материал из Buddha World.

До села Алцынхута Кетченеровского района и сейчас нелегко добраться. Но дорогу сюда знали многие, так как здесь жил и лечил людей Намка Долдушевич Кичиков. Бывший выпускник высшей буддийской школы Чееря-хурула, монах, эмчи, астролог, он в годы советской власти был вынужден снять с себя монашеский сан, чтобы избежать репрессий. Но буддийские принципы неукоснительно соблюдал всю жизнь. Он помогал всем, кто обращался к нему за помощью. С его именем связано немало историй, которым можно было бы и не поверить, если бы не их реальные участники. Один из талантливых эмчи тибетской и калмыцкой медицины, он совершал чудеса: ставил на ноги людей, считавшихся безнадежными.

На самом деле это был высокопрофессиональный целитель традиционной медицины. Его знания в наши дни считались бы уникальными, так как он устранял не симптомы, а корень заболевания. Один из первых выпускников высшей буддийской школы калмыцкого монастыря Цанит Чееря под руководством высоких калмыцких и тибетских лам, он изучал методы и приемы лечения, растительный мир степи, готовил лекарственные препараты, совершал ритуалы, основанные на священных буддийских текстах и мантрах, призванных устранять препятствия на пути к исцелению. Часто, рассказывают его земляки, он уходил в степь и приносил травы, от­вары из которых обладали чудодейственной силой. До нынешних дней обязательно кто-нибудь из алцынхутинцев, указав в сторону живописного холма, скажет вам: “Вон оттуда Намка приносил волшебную траву, которая лечила от всех болезней”. Не было, думаю, волшебной травы, а были опыт, знания и потрясающая интуиция калмыцкого эмчи, который из степного разнотравья, не столь богатого и обильного, готовил отвары, настои, порошки, пилюли, исцелявшие больных.

Намка Кичиков родился в 1901 году в местечке Авджин Абганеровского улуса. Эта земля известна талантливыми, трудолюбивыми людьми, которых хорошо знают и помнят в Калмыкии - народного художника России Гаря Рокчинского, пер­вого председателя Центрального исполкома Калмыцкой автономии Араши Чапчаева, военкома республики Алексея Маслова и Намку Кичикова - буддийского монаха.

Его отдали на обучение в Чееря-хурул, который открылся в 1907 г. и был центром подготовки кадров священнослужителей. Здесь будущие священники изучали буддийскую философию, астрологию, медицину, искусство танкописи. Монастырь был закрыт в тридцатые годы. Намка Кичиков успел завершить свое образование, получить сан гелюнга и поработать в хуруле. В годы репрессий, обрушившихся на священнослужителей, он продолжал свою деятельность, затем, уступив настойчивым просьбам родных, снял с себя монашеский сан. Родственники предчувствовали беду, так как жизнь многих калмыцких монахов оборвалась на каторге и в ссылке.

Он учился жить мирской жизнью. Его врачебный талант, бескорыстие и постоянная готовность прийти на помощь в полной мере раскрылись в годы сибирской ссылки. Потрясенных жестокостью депортации, ослабевших людей косил тиф. Многие из ссыльных были при смерти. Ночью в бараки к больным людям приходил Намка Долдушевич и приносил приготовленные лекарства, которые спасали от смерти. В село Ново Ключи Купинского района Новосибирской области добирались люди, чтобы попросить у бывшего ламы помощи.

Несколько лет назад в селе Алцынхута улице, на которой жил Намка Долдушевич, было присвоено его имя. На открытие пришли все жители поселка. Тогда мне рассказали историю молодой девушки, которая в ссылке работала на лесоповале. Ее стали донимать боли в руке, и однажды рука так распухла, что поднять ее было невозможно. Хирург сказал, что поможет только операция. Расстроенная, возвращалась она домой и по дороге встретила Намку. Плача, рассказала ему о своей беде. Он привел ее домой, там ее обогрели, напоили чаем, а затем Намка Долдушевич, осмотрев больную, сказал, что вылечит ей руку. Он дал ей травы. В составе отваров были хвоя ели и сосны. Через месяц опухоль спала, рука была спасена. Калмыцкий эмчи составлял рецепты лекарственных препаратов, исходя из местных растений, минералов, словом, всего, что было под рукой.

Однажды я спросила у заслуженного врача Калмыкии Марка Исааковича Стеклова, который в свое время часто ездил к Намке Долдушевичу, были ли случаи, которые поразили его, как доктора.

- Да, - сказал он, - вместе с нами ехала к нему женщина, больная астмой. Она была на инвалидности, передвигалась с трудом, удушье мучило ее. А потом, спустя какое-то время, я снова встретил ее. Это был другой человек. Намка Долдушевич вылечил ее. С инвалидности ее сняли, она стала работать, все у нее было хорошо.

По возвращении на родину он не оставил врачебную практику, и в республике немало людей, которых он спас. Теперь они взрослые, у них дети и внуки. Им рассказывают старшие о гелюнге, которому обязаны жизнью.

В повседневной жизни Намка Долдушевич был рабочим совхоза «Заливной» и сделал немало для становления этого хозяйства. Он доставал стройматериалы, доставлял технику, ездил за семьями, которые хотели жить и работать в новом совхозе. Намку Кичикова знали в Калмыкии как врача и священнослужителя. К нему приезжали провести обряды по случаю рождения, смерти, удаления препятствий и проблем. Он хорошо знал астрологию, составлял гороскопы, владел приемами га­дания. И был очень проницательным человеком, никакие тайны невозможно было скрыть от его пытливого взора. Он говорил людям даже то, о чем они забыли за давностью лет, объяснял взаимообусловленность всех причин и явлений. - Что посеете, то, рано или поздно, обязательно пожнете, - часто слышали эти слова от него посетители. Ему запрещали проводить обряды, принимать больных. Частенько люди приезжали к нему под покровом ночи, чтобы у него не было тягостных объяснений с партийными чиновниками. Земляки говорят, что им не хватает его, они помнят его добрые дела, чуткость, радушие, готовность всегда прийти на помощь.

Нина Шалдунова

Магазин
Магазин
Буддийские Изображения
Буддийские Изображения
Наверх