Мондо с Тайсеном Дешимару

Материал из Buddha World.

Вопрос: Вы можете рассказать о сатори?

Ответ: Невозможно понять сатори мозгами. С другой стороны, если вы практикуете дзадзен, вы можете неосознанно испытать сатори. Сама позиция дзадзен – это сатори. Сатори – это возвращание в нормальное, изначальное состояние. Это сознание новоррожденного ребенка. Христос говорил о том же самом – о том, что мы должны вернуться в истинное изначальное состояние, без кармы, без сложностей. В противоположность тому, что думают многие люди, сатори – это не какое-то особенное состояние, а просто возвращенеи в изначальное состояние.

Благодаря практике дзадзен можно успокоиться. Благодаря телу можно открыть сознание сатори. Поэтому позиция очень важна. Невозможно открыть сатори держа голову в руках, подобно мыслителю Родэна. Вот почему люди на востоке уважают позицию Будды. Это высочайшая позиция человекческого тела. Шимпанзе и младенцы не могут испытать сатори. Младенцы находятся в своем изначальном состоянии, но затем карма скрывает его имы вынужденны снова его достигать. Шимпанзе не нуждаются в этом, они всегда находятся в своем изначальном состоянии. Только человеческие существа потеряли его и стали сложными, поэтому они должны снова его достичь. Изначальное состояние – это дух или ум Бога, или природа Будды.

Вопрос: Будда говорил о разных состояниях медитации, соответствующих разному опыту. В Дзен есть что-то подобное?

Ответ: В Дзен нет градаций и стадий. Если вы практикуете дзадзен здесь и сейчас у вас есть истинное сатори. Здесь и сейчас, нет уровней. Это очень важно. Когда вам 30 лет, не нужно вести себя как 80-ти летний. В 30 лет нужно быть 30-ти летним, не стариком. Мысли различаются в разном возрасте и сатори тоже. Понимание 30-летнего человека отличается от понимания 80-ти летнего. Нет оценок, здесь и сейчас, нет уровней. Не нужно гворить себе: «Я должен стать Буддой, я должне пережить сатори». Если вам 30 или 20 лет, вы должны понимать сатори молодого человека. Но что такое сатори? Просто истина, понимание системы космоса, космической правды. А с космической системой невозможно гармонизироваться, до тех пор, пока вы все не отпустили.

Вопрос: Но каковы уровни сатори? Вы сказали, что у Будды было великое сатори.

Ответ: Уровни не важны. Бессмысленно спрашивать себя во время дзадзен: «Какого уровня сатория достиг?» Невозможно сравнивать и невозможно сказать, что одно – глубже или бесконечнее другого. Например, в отношении тривиальных дел повседеневной жизни дзазден может заствить вас увидеть свои ошибки. Когда вы понимаете и применяете свое понимание – это сатори. Оно маленькое и одновременно огромное. Объективное понимание – это не то же самое, что понимание субъективное. Маленький предмет может стать источником великого субъективного сатори. Мастер Кьоген подметал однажды двор и испытал сатри, когда камушек ударился о бамбук. Сам объект не важен. Существуют милллионы подобных явлений, но у него было одно сатори. Генша вышел из своего храма, чтобы отправиться в путешествие и ударился пальцем о камень. «Откуда приходит боль?» – спросил он и пережил сатори. Многие люди ударяются ногой о камень и не получают сатори. Нельзя создавать уровни, ни объективно, ни субъективно. Дзен – это прямой путь, который ведет на вершину, подобно подъемникам в Альпах.

Вопрос: Что такое кенсё?

Ответ: Кенсё означает смотреть в свою собственную природу, видеть свое сатори. Это технический термин, используемый в Риндзай дзен. Мастер подтверждает сатори. Кенсё – это то же самое, что и «познать себя» древних. У нас нет ноумена (самости). Если вы это понимаете – это сатори. Вы возвращаетесь к космическому порядку. Это сатори Будды Шакьямуни под древом Боддхи. Он понял, что он не обладает самостью, что он связан с космическим порядком, косической силой, и тогда он испытал сатори. Когда он снова встал, он все разрешил. За 49 дней вся его карма была полностью освобождена. Каждый день девочка приносила ему молоко и делала массаже. И наконец он понял, что нет самости, ничего. Единственная самость – это фундаментальная космическая сила. Таково сатори Будды. Во время дзадзен – это то же самое, и есливы верите в это, вам не понадобится кенсё. Во время дзадзен вы связаны с космическим порядком.

Вопрос: А вы пережили сатори, мастер Дешимару?

Ответ: Я не знаю! Вы не должны искать или жаждать сатори. Люди, задающие подобные вопросы, хотят испытать сатори. Доген делает большой упор на принцип Сото Дзен: сатори существует в нас задолго до нашего рождения. Ку – это сатори. И ку, и сатори лишены самости и то, что они означают – это существование без самости. Поскольку сатори уже есть в нас, зачем стараться его обрести? Но если наша жизнь полна страстей и желаний, если она сложна, тогда нам нужно практиковать дзадзен, чтобы вернуться в нормальное состояние.

Сам дзадзен – это сатори. Путь возвращения к нормальному состоянию лежит через правильную позицию, дыхание, тишину. Спрашивать: «У вас есть сатори» – это означает, что вы еще не поняли истинный Дзен. Правильный ответ – это только: «Нет, у меня нет сатори. Я практикую дзадзен, потому что сам дзадзен – это и есть сатори». Здесь и сейчас – это самое важное. Даже если вы прошлом кто-то представил себе, что он испытал сатори, но здесь и сейчас он больше не находится в нормальном состоянии, больше не практикует дзадзен, то это сатори ничего не значит и больше не существует. Прекратить практику дзадзен – это означет прекратить сатори. Сатори не может быть прошлым опытом, оно здесь и сейчас. До самой смерти не может быть полного сатори, оно случается в гробу.

Если я отвечу: «Да, у меня есть сатори», это не истинное сатори. Если вы спросите кого-то: «Ты хороший человек», и он ответит вам: «Да, я хороший», то скорее всего он не так хорош, как это утверждает. Иначе бы его ответ был более скромен: «Не очень» или «Не знаю». Спросите сумашедшего, безумен ли он, и он вам отвеить, что нет. И даже напротив, он совершенно в здравом уме. Это же верно и для сатори. Большинство людей живут как безумцы сатори; они проводят свои жизни в сетях страстей, желаний и иллюзий. Вот почему существует Бог или Будда и то, что они означают – это подлинная истина Вселенной, подлинное сатори, без иллюзий, без страстей. И практикуя дзадзен, вы можете вернуться в нормальное состояние, приблизиться к Богу или Будде. Когда кто-то гооврит, что у него сатори, это в реальности означает, что он находится в ненормальном состоянии, подобно безумцу, подобно большинству людей, для которых нормальное состояние – это деньги, хорошая пища, слава, секс, одежда, машины и т.д. но все это – лишь пустые иллюзии существования и они проявляются в качестве таковых в момент смерти. Когда тело кладу в гроб, оно само – тоже иллюзия. Когда мы понимаем это, наша жизнь приобретает новую силу, и нам уже не нужно ничего ббояться или обманываться украшениями. Наша жизнь становится спокойной и мы обладаем истинной внутренней свободой. Это означает сатори.

Магазин
Магазин
Буддийские храмы
Буддийские храмы
Наверх