Идам

Материал из Buddha World.

Идам , также Йидам, Иштадевата (кит. шэнь-ти, санскр. इषदेवता, iṣṭadevatā?), сокращение от тибетского yid-kyi-dam-tshig) — божество обета в Ваджраяне. С идамами связаны медитации, изображения, скульптуры, мантры. Идамы - умозрительные формы — мирные или гневные, различных форм, часто со многими руками, головами и глазами.

Для буддиста, практикующего тантру, идам выражает качества просветлённого ума, качества Будды, на визуализации которого он концентрирует своё внимание во время медитаций, ретритов или в течение всей жизни. С этой точки зрения популярное понимание идама как персонального божества или божества для медитаций не совсем корректно. Идам является идеальной формой, с которым медитирующий отождествляет себя, открывая собственную природу Будды. Привычка к этим формам, способствует удержанию сознательности, что в состоянии бардо во время глубокой медитации или смерти направляет практикующего к достижению реализации.

Идамы принимают разные образы — бодхисаттвы, воплощающие сострадание (такие как Авалокитешвара (тиб. Ченрези, рус. Любящие глаза) или Манджушри ( Бодхисаттва интелектуальной мудрости), учителя (такие как Падмасамбхава, Кармапа), гневные формы защитников (такие как Хаягрива, Ваджракилая, Ваджрапати, Махакала или Палден Лхамо). Например, существует форма Авалокитешвары с одиннадцатью головами и четырьмя руками, но также и тысячерукая форма. Идамы принимают различные формы, мирные и гневные, одиночные и в союзе, они могут быть огромные как горы и маленькие как пылинки. Но суть их всегда одна - создание связи с будда-природой практикующего. Нередко идамы изображают в виде яб-юм — переплетающихся в объятиях мужского (яб) и женского (юм) божеств. Формы яб-юм связаны с особыми тантрическими практиками.

Медитация с идамами проводится в соответствии со строго выработанным ритуалом. Обязательным условием работы с идамами является принятие обетов бодхисаттвы — обязательствам достичь просветления для блага всех живых существ, и хотя бы минимальное понимание принципа пустотности. Для работы с идамом необходимо получить от ламы соответствующую инициацию (посвящение), в которую входит ритуал и объяснения практики.

Таким образом идамы не имеют ничего общего с демонами или ангелами, охраняющими или противодействующими человеку, в христианской, иудейской или мусульманской традициях и мифологиях. Скорее — это умозрительные формы, воспринимая и отождествляясь с которыми, буддист может реализовать свою природу Будды. Иными словами идам — это форма, посредством которой медитирующий может стать Буддой. Медитация, связанная с идамом, предусматривает сложную трансформацию сознания до полного просветления.

Тот или иной идам выбирается как персональное божество в соответствии с натурой практикующего — его психологией, склонностями, характером.

Буквально понятие yid-kyi-dam-tshig означает формирование (самая) ума, закрепление ума в состоянии внутренней свободы и ясности, составляющим его природу.

Магазин
Магазин
Дети и Буддизм
Дети и Буддизм
Наверх