Дзэн -- это понимание себя

Материал из Buddha World.

Один ученик пришел в Провиденс Дзэн-центр и обратился к Сунг Сану Сон Са Ниму с вопросом: "Что такое Дзэн?".

Сон Са Ним поднял свой дзенский посох над головой и спросил:

-- Ты понимаешь?

-- Я не знаю, -- ответил ученик.

-- Этот "не знаю ум" и есть ты. Дзэн -- это понимание самого себя, -- сказал Сон Са Ним.

-- Что ты понял обо мне? Научи меня.

-- На кондитерской фабрике выпускается разное печенье, в форме животных, машин, людей, самолетов. Все они имеют разные названия и форму, но все они сделаны из одного и того же теста, и имеют один и тот же вкус.

Точно так же и все в мире -- солнце, луна, звезды, горы, реки, люди и так далее -- имеют имеют разные названия и формы, но все это сделано из одной и той же субстанции. Мир составлен из пар противоположных вещей: свет и темнота, мужчина и женщина, звук и тишина, плохое и хорошее. Но все эти противоположности взаимодействуют, потому что все состоят из одной субстанции. Отличаются их имена и формы, но у них одна субстанция. Имена и формы созданы твоим мышлением. Если же ты не думаешь и не имеешь привязанности к названиям и форме, то тогда все субстанции -- это одно. Твой "не знаю ум" полностью отсекает мышление. Это твоя субстанция. Субстанция этого дзенского посоха и твоя собственная -- одно и то же. Ты -- это посох, а этот посох -- ты.

Ученик ответил: "Некоторые философы говорят, что субстанция -- это энергия, или ум, или Бог, или материя. Что является правильным"?

-- Четверо слепых пошли в зоопарк и подходят к слону. Один слепой ощупал бок слона и говорит: "Слон подобен стене". Другой слепой ощупал хобот и говорит: "Слон похож на змею". Следующий слепой потрогал ногу и сказал: "Слон похож на колонну". Последний слепой потрогал хвост и сказал: "Слон похож на метелку". Тут слепые принялись спорить. Каждый убеждал, что его мнение самое правильное. Каждый понимал только ту часть, к которой прикоснулся, и ни один из них не понял всего вместе.

Субстанция не имеет ни имени, ни формы. Энергия, ум, Бог, материя -- все это имя и форма. Субстанция это Абсолют. Иметь имена и формы значит иметь противоположности. Так, весь мир похож на слепых, спорящих друг с другом. Непонимание себя это непонимание истины. Поэтому между нами и происходят споры. Если бы все люди в мире пришли к пониманию себя, они достигли бы Абсолюта. Тогда весь мир пребывал бы в спокойствии. Спокойствие мира -- это Дзэн.

Ученик спросил:

-- Как практика Дзэн может сделать мир спокойным?

-- Люди хотят денег, известности, секса, еды и развлечений. Все такие желания это мышление. Мышление это страдание. Страдание означает неспокойствие в мире. Отсутствие мышления это отсутствие страдания. Отсутствие страдания это покой в мире. Покой мира это Абсолют. Абсолют это я.

-- Как я могу понять Абсолют?

-- Сначала ты должен понять самого себя.

-- Как я могу понять сам себя?

Сон Са поднял дзенский посох и спросил: "Ты видишь это?". Потом быстро ударил посохом по полу и спросил:

-- Ты слышишь это? Этот звук и твой ум это одно и то же или разное?

-- Одно и то же, -- ответил ученик

-- Если ты говоришь, что одно и то же, я тридцать раз ударю тебя. Если ты говоришь, что это разное, я все равно ударю тебя тридцать раз. Почему?

Ученик молчал.

Сон Са Ним крикнул: "КАЦ!!!", а потом сказал: "Весна приходит, трава растет сама собой".

Магазин
Магазин
Будда Ваджрадхара
Будда Ваджрадхара
Наверх