Глава XVI

Материал из Buddha World.

Глава шестнадцатая

О ВАЖНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНОГО

Император Хуан Ди:

"Что важно (узнать) при исследовании, больного?"

Ци Бо:

"В течение первых двух месяцев (года) небесная энергия начинает проявляться, тогда как земная энергия начинает исчезать. В этот момент сущностная энергия человека локализована в печени.

В период третьего и четвертого месяцев небесная энергия преобладает, тогда как земная энергия приближается к полному упадку. Сущностная энергия человека локализована в селезенке.

В течение пятого и шестого месяцев энергия небес достигает своего максимума, тогда как земная энергия начинает понемногу возрастать. Сущностная энергия человека находится в голове.

В течение седьмого и восьмого месяцев иньская энергия начинает обретать чрезмерное .неистовство (extremement violante). Сущностная энергия человека располагается в легких.

В ходе девятого и десятого месяцев интенсивность иньской энергии начинает снижаться: земная энергия "прячется или закрывается"; сущностная энергия человека локализована в сердце.

В течение одиннадцатого и двенадцатого месяцев небесная и земная энергии объединяются друг с другом. Сущностная энергия человека покоится в почках.

Вот почему весной необходимо колоть различные изолированные (букв, "рассеянные") точки согласования, а также -точки Ги и Гу; легкая их кровоточивость позволит рассеять извращенную энергию. В случае серьезного заболевания необходимо переводить энергию из пораженного меридиана в другие. Если же болезнь не слишком серьезна, то достаточно восстановить течение энергии на уровне пораженного меридиана: в этом случае больной будет исцелен.

Летом следует колоть исключительно согласующие точки вторичных сосудов ("ло"). Однако ни в коем случае нельзя заставлять их кровоточить: в противном случае будет иметь место чрезмерное рассеивание энергии, и циркуляция будет приостановлена. (Точно так же, летом нельзя вызывать у больных чрезмерное потоотделение посредством фармацевтических препаратов, употребляемых для этой цели в другие сезоны года, ибо они лишь ухудшат положение). Укалывание же будет способствовать "переведению" болезней и болевых ощущений в нижнюю часть тела.

Осенью следует колоть точки, расположенные на соединительной" ткани (chair), независимо от того, где они расположены: в верхней или нижней частях тела. (Ибо в этот сезон года энергия соответствует Тай Инь, т. е. легким и поверхности тела)

Зимой необходимо колоть согласующие точки суставных полостей, а также точки Ги и Гу. В случае тяжелых болезней можно колоть глубоко. Нет никаких противопоказаний и для одновременного укалывания множества (нескольких) точек, однако, уколы должны быть легкими. Точки согласования полостей располагаются на мышцах и на костях, но в большей (по сравнению с "рассеянными" согласующими точками) близости от суставных полостей.

Укалывание весной точек, которые следовало бы колоть летом (имеются, в виду согласующие точки вторичных сосудов), вызывает "возмущение" (тока энергии) в меридианах и ослабляет энергию. Действуя подобным образом, можно способствовать проникновению болезней вплоть до костей и костного (спинного) мозга; излечить больного так нельзя, но аппетит он наверняка потеряет.

При укалывании летом точек, которые положено колоть осенью, энергия будет "возмущена", и больной будет жаловаться на чувство "разбитости" (ломоту в теле) и на кашель. Тем самым он не только не излечивается, но и становится беспокойным.

Если колоть весной "зимние точки", то извращенная энергия может распространяться вплоть до органов ("чжан") и у больного разовьется отечность.

При укалывании летом "весенних точек" больной будет страдать от симптомов астении (общей слабости).

При укалывании летом "осенних точек" больной становится молчалив (замкнут) и страдает от приступов тоски.

Если же летом колоть "зимние" точки, то больной будет страдать от потери энергии.

При укалывании осенью точек, которые следовало бы колоть весной, больной будет жаловаться на потерю памяти.

Если же осенью колоть точки, которые следовало бы колоть летом, больной страдает чрезмерной сонливостью, а во сне его одолевают сновидения.

Если же осенью колоть "зимние" точки, то больной будет страдать чрезмерной зябкостью и ознобами. Если же зимой колоть"весенние" точки, то больной будет страдать сонливостью, будучи не в состоянии пребывать в лежачем положении (nepourra rester couche).

Если же колоть зимой "летние" точки, то у больного возникает чувство подъема энергии в верхнюю часть тела, что может сопровождаться развитием различных проявлений упадка сил (atonies).

При укалывании же зимой "осенних" точек больной будет страдать от полидипсии.

При укалывании точек, расположенных на груди и на животе, следует избегать поранения пяти органов, ибо при ранении сердца больной умрет через двадцать четыре часа. При ранении почек больной умрет через семь дней, а при поранении легких - через пять. При поранении диафрагмы, несмотря на то, что больной может казаться исцеленным, он все равно умрет через год. При ранении селезенки, больной умрет на пятый день".

Император Хуан Ди:

"Что вы понимаете под необходимостью остерегаться поранения пяти органов?"

Ци Бо:

"Это означает, что надо знать, как следовать (естественному) току энергии, а не "направлять его вспять", к истоку (remonter). Любая энергия - исходит либо из точек, локализованных на грудине, либо из точек меридианов селезенки и почек, расположенных под ребрами и на боковых частях туловища.

Невежда не следует (естественному) току энергии, но "направляет" его.

При укалывании точек, расположенных на груди и на животе, уколы должны быть очень легкими. Лучше провести несколько сеансов (иглоукалывания), нежели уколоть один раз, но глубоко.

Введя иглу, следует терпеливо ждать, пока энергия не придет (в точку).

Для рассеивания энергии можно совершать движения иглой (в точке укола), тогда как для возбуждения (стимулирования) этого делать не следует.

Император Хуан Ди:

"Я хотел бы знать о симптомах иссякания энергии в меридианах".

Ци Бо:

"При остановке энергии меридиана Тай Ян, глаза больного выкатываются из орбит (a les yeux revulse), наблюдается опистотонус и конвульсии, а лицо становится весьма бледным; если при этом он начинает обильно потеть, то - это (признак) смерти.

При иссякании энергии меридиана Шао Ян больной глохнет, у него отмечается слабость суставов (ses articulations se telachent), глаза косят и он выглядит испуганным. Он будет мертв через полтора дня. Перед самым концом у него наблюдается зеленовато-белесая окраска кожи.

При иссякании энергии меридиана Ян Мин у больного, наблюдаются подергивания глаз и губ, он становится беспокоен и болтлив, кожа приобретает желтоватую окраску. Развитие нечувствительности (insensibilite), даже в том случае, если энергия меридианов верхней и нижней частей тела очень сильна, означает смерть.

При иссякании энергии меридиана Шао Ян окраска кожи становится черноватой (noir), создается впечатление, что зубы у больного становятся удлиненными и грязными, а живот его раздувается и становится твердым на ощупь. Налицо прерывание связи между энергией верхней и нижней частей тела, а это - смерть.

При иссякании энергии меридиана Тай Ян живот также раздувается и становится твердым, больной дышит с трудом, его мучает тошнота и рвота, лицо приобретает красный цвет, а кожа становится вялой: это - смерть.

При иссякании энергии Цзюе Инь развивается внутренний жар, сохнет горло, больной ощущает недомогание в области сердца; у него развивается также недержание мочи; иногда у него также сокращается язык и втягивается мошонка, что означает (близкую) смерть.

Магазин
Магазин
Буддизм Калмыкии
Буддизм Калмыкии
Наверх