Вертикальная иерархия местопребываний

Материал из Buddha World.

Миры, в которые попадают после смерти в результате перерождений, во время медитации, или миры, характеризующие состояния сознания, определяют вертикальную систему местопребываний.

В первую очередь выделяются три сферы, тридхату (санскр. त्रिधातु, Tridhātu?): Сфера чувственного, камадхату (санскр. कामधातु, Kāmadhātu?), в которой пребывают существа, испытывающие чувства, желания, стремления, страсти; Сфера форм (материальная сфера), рупадхату (санскр. रूपधातु, Rūpadhātu?), соответствующая дхьянам (йогическим сосредоточениям) полной объективности, когда чувственное отсутствует, но присутсвуют только элементы материи (формы), сознание в сфере форм находится в состоянии объективности и беспристрастности; Сфера отсутствия форм (нематериальная сфера), арупьядхату (Ārūpyadhātu?), в которой отсутствуют элементы материального мира.

Вертикально выделяют также шесть миров (иногда пять миров). Высшим сферам форм и отсутствия форм соответствуют высшие области мира богов, остальные миры, включая большое количество небес мира богов, относятся к сфере чувственного

Каждый уровень или местопребывание соответствует определённому состоянию сознания. Местопребывание зависит от предыдущих деяний (карма) и от состояния сознания существа в данный момент. Миры существуют, пока в наличии существа, их заполняющие. Миры исчезают, если не остаётся никого, кто этому миру принадлежит. И снова возникают, если возникнет хотя бы одно существо с сознанием этого мира. При этом существа могут физически находиться в одном и том же месте, но принадлежать разным мирам (например, люди и животные).

Понятие «брахма» используется по отношению к высшим существам из мира богов (дэва), находящимся в сфере форм или в сфере отсутствия форм. В более узком смысле мир брахмы — три нижних местопребывания сфере форм.

Совершенно не обязательно более высокий уровень «лучше» или ценнее более низкого. Многие местопребывания считаются бесполезными или тупиковыми, нередко наивысшие местопребывания в группе являются препятствием для достижения определённых целей. Оценка местопребываний различается в различных буддийских школах. Особо ценится человеческое местопребывание по причине возможности принимать решение и выбирать правильный путь.

Хотя «формально» местопребывания связаны с «перерождением души после смерти», речь всё-таки идёт о мгновенных состояниях сознания, которые могут меняться и в течение жизни, потому что буддизм не признаёт понятия души (см. анатман).

Описание мироздания содержит много элементов мифологии. Буддизм никогда не воспринимал эти описания буквально, уровни и местопребывания имели скорее метафорический смысл. При этом в систему буддийской космологии были вписаны индийские ведические представления и нередко — местные шаманские культы. Своё место нашёл Великий Брахма (творец мира согласно ведическому миропредставлению). Таким образом, буддизм в полемике с другими школами не отрицает их учение, а чётко указывает место их представлений в буддийской иерархии миров.

Подчёркивая метафорический смысл буддийской космологии, Далай-лама XIV говорил, что если «быть буддистом» означает верить в мировую гору Сумеру, континенты вокруг неё, небеса и подземный ад — то он — не буддист.

Магазин
Магазин
Лама Оле Нидал о буддизме в контексте западной цивилизации
Лама Оле Нидал о буддизме в контексте западной цивилизации
Наверх